В Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол «Стратегический маркетинг и реклама в России в современных условиях», организованный Комитетом МТПП по медиакоммуникациям бизнеса.
Руководитель направления «Рекламная индустрия» и эксперт Комитета по медиакоммуникациям бизнеса Максим Шилов, открывая мероприятие, отметил, что это первый круглый стол, посвященный вопросам рекламы и маркетинга. «Мы выявили системные моменты при работе с представителями малого и среднего бизнеса, - заявил он. - Прежде всего, это слабое понимание специфики потребительского поведения в современных условиях, недостаток данных об эффективности тех или иных каналов продвижения, узкие горизонты планирования активностей, слабость маркетинговой базы в плане позиционирования и выявления УТП». При этом грамотный маркетинг может способствовать развитию, масштабированию бизнеса. Поскольку малый и средний бизнес является основой экономики развитых стран, то индустрии рекламы и маркетинга необходимо особое внимание уделять внедрению передовых технологий именно в МСБ.
Председатель Комитета по медиакоммуникациям бизнеса Рада Горшкова обозначила основные направления работы общественной структуры Палаты. «Комитет ставит задачу выстраивания системных отношений с бизнесом и властью», - отметила она. Эксперт подчеркнула, что во власти есть запрос на обратную связь от бизнеса и объединения предпринимателей и их общественные структуры могут способствовать налаживанию этой коммуникации. В частности, глава Комитета сообщила, что сейчас на уровне Государственной Думы идут обсуждения по внесению изменений в закон, регламентирующий маркировку рекламы.
В рамках круглого стола президент МТПП Владимир Платонов вручил Раде Горшковой благодарственную грамоту, которой по итогам работы в 2023 году был награжден Комитет МТПП по медиакоммуникациям бизнеса в номинации «Самая медийная общественная структура».
«К концу 2023 года почти все группы товаров повседневного спроса показали рост продаж, - с такой обнадеживающей информации начал свой доклад руководитель направления по развитию бизнеса компании Nielseniq Александр Сосновников. Рассказывая о ключевых трендах FMCB (товары повседневного спроса), он отметил восстановление продаж и ассортимента, покупательский оптимизм, развитие регионального потребления, развитие собственных торговых марок (СТМ). Среди драйверов этих процессов эксперт назвал не только онлайн-торговлю, но и развитие минимаркетов и хард-дискаунтеров. Отрадным фактором является то, что продажи в регионах растут в разы быстрее, чем в центре и на северо-западе страны. И это объясняется не только экспансией крупных федеральных ритейлеров в эти регионы, но и развитием собственных локальных торговых сетей. Еще одна тенденция, которую обнаружили аналитики: покупатель стал более рациональным. Среди статей, по которым он готов снижать расходы, – питание и развлечения вне дома, покупка новой одежды. При этом доля готовых блюд, причем зачастую весьма премиального сегмента, в структуре продаж увеличивается. Многие покупатели готовы менять «репертуар» магазинов, исходя из их ценовой политики. Добиться роста продаж, по мнению аналитиков рынка, удалось благодаря нескольким факторам: использование возможностей на волне органического роста; «мимикрия» и использование силы прежних брендов; быстрая адаптация к новым условиями и внешним факторам; развитие перспективных ниш; локализация иностранных производств «дружественных стран». В секторе непродовольственных товаров фиксируется рост российских производителей. Как сообщил Александр Сосновников, на рынке появляются новые страны и товары. Пользуются спросом китайские батарейки, подгузники, чипсы; корейская косметика, пельмени, лапша и супы быстрого приготовления.
Стратегический маркетолог, бизнес-тренер, руководитель интернет-лаборатории «Делиссимо» Илья Кочнев раскрыл суть и преимущества стратегического подхода к маркетингу в МСБ. «Секретная система ЧУХ очень распространена в малом и среднем бизнесе», - заявил эксперт. Расшифровывается эта авторская аббревиатура как «частично управляемый хаос». При этом основная задача маркетологов состоит в том, чтобы перейти «от ЧУХ к ПУП», то есть к «полностью управляемым процессам». Спикер обозначил основные отличия классического маркетинга от стратегического, которые сводятся в целом к глубине анализа нужд потребителей, конкурентов и иных многочисленных параметров. «Стратегический маркетинг – это подход, когда компания создает маркетинговую стратегию на несколько лет с целью достижения определенных целей. При этом он должен являться частью стратегии развития бизнеса. Илья Кочнев представил два кейса из разных сфер бизнеса (производство запорной арматуры и сервис по доставке пиццы), в которых, благодаря применению стратегического маркетинга, удалось масштабировать бизнес и увеличить доходы.
Эксперт в области рекламы и дизайна, президент клуба арт-директоров России, преподаватель школы дизайна НИУ ВШЭ Александр Алексеев на примерах реальных рекламных кампаний рассказал о современном рекламном дизайне и его эффективном использовании российскими производителями.
Максим Шилов и Рада Горшкова презентовали участникам круглого стола новый проект – «Лабораторию маркетинга и рекламы при МТПП», основной целью которой является способствование построению сильных российских брендов.
Мероприятие имело в своей структуре еще две немаловажных части – это панельная дискуссия, в которой приняли участие эксперты-практики мира маркетинга и рекламы, а также нетворкинг, в ходе которого участники смогли обсудить со спикерами как теоретические вопросы, связанные с состоянием рынка и его перспективах, так и разобрать реальные кейсы.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы