Мероприятие организовали Комитет МТПП по здравоохранению и медицинской индустрии, Гильдия производителей медицинских товаров и услуг МТПП, медицинская консалтинговая компания «Медикал групп» и саморегулируемая организация Межрегиональное некоммерческое партнерство стоматологических предприятий «Лига».
Как отметил, открывая заседание, председатель Комитета МТПП по здравоохранению и медицинской индустрии Олег Рукодайный, «многие наши коллеги заявляют, что сейчас невозможно работать по законам и приказам. Мы проводим подобные мероприятия для того, чтобы представители контролирующих органов рассказали предпринимателям, на что им стоит обратить внимание, какие новые нормативные акты появляются и как действовать, чтобы работать в правовом поле».
Как отметила в своем выступлении исполнительный директор союза «Медицинские ресурсы» Наталия Розанчугова, с 1 января 2017 года действует законодательство о риск-ориентированном подходе в контрольно-надзорной деятельности. При этом некоторые контролирующие организации продолжают опираться на ранее действовавшие нормативные акты, проверяя медицинские учреждения чаще, чем это определено законом. «Два года назад, когда планировали ввести риск-ориентированный подход к проверкам, нам говорили, что появятся проверочные листы, всем медицинским организациям присвоят определенную категорию, в соответствии с которыми и будет осуществляться проверочная деятельность. Сегодня мы столкнулись с тем, что проверочных листов по санэпидрежиму в медорганизациях не существует, чек-листы по проверкам прав потребителей также не разработаны, распределение по категориям подконтрольных объектов не проведено», - рассказала она. При этом, по словам эксперта, не понятны критерии присвоения категории риска: например, стоматологический кабинет может получить гораздо более высокую категорию, чем клиника пластической хирургии. А если категория медицинской организации не присвоена, определить периодичность ее проверки в условиях нового правового поля не представляется возможным. Надзорные органы не соблюдают установленную риск-ориентированным подходом частоту проверок, ссылаясь на старые нормативно-правые акты. Получается, что в отрасли действует двойное регулирование.
Среди вызовов ближайшего времени Наталия Розанчугова обозначила введение с января 2020 года мониторинга движения всех лекарственных средств. Она посоветовала всем руководителям медучреждений, вне зависимости от масштабности бизнеса, подготовиться к этому процессу – для этого нужно пройти регистрацию, приобрести определенное оборудование.
На заседании выступили представители Роскомнадзора, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда, МЧС. Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по ЦФО Ольга Коротова рассказала о тонкостях работы с персональными данными. В частности, она отметила, что если клиника не использует в своей работе информационные системы, то она имеет полное право не заявлять себя в качестве оператора персональных данных.
Если же данные о пациентах вводятся в базы данных, то уведомить Роскомнадзор необходимо. Участники круглого стола узнали, что МЧС присваивает категорию опасности не юридическому лицу, а объекту защиты. Поэтому аптечному пункту, расположенному в отдельно стоящем одноэтажном здании, будет присвоена низкая категория опасности, а если такой же пункт разместится в многоэтажке, либо в торговом центре – категория будет уже другая и проверки будут проводиться чаще. Представитель МЧС привел такую статистику: за три месяца текущего года случилось 5 пожаров в медицинских учреждениях, из них 2 являются коммерческими организациями. В прошлом году за те же три месяца произошло 8 пожаров, из них 3 – в частных медклиниках.
Как отметил заместитель председателя Комитета по здравоохранению и медицинской индустрии Эдуард Шульц, «частная клиника у некоторых категорий проверяющих априори виновата. Поэтому для минимизации рисков и дополнительных расходов на площадке МТПП предприниматели выясняют, какие нормы действуют и как избежать нарушений».
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы