Те, кто хочет быть востребованными на рынке труда, должны обладать не только своей специальностью, но и многими другими современными компетенциями. Об этом рассказал советник президента Московской ТПП Владислав Киселев в ходе вебинара «Практика и трудоустройство студентов и выпускников: вызовы времени», организованного Всероссийской ассоциацией центров карьеры. В нём приняли участие около двухсот представителей ведущих вузов России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, и ряда других стран.
Владислав Киселев рассказал о результатах опроса общественных структур МТПП: какой они видят текущую и перспективную ситуацию в их сферах деятельности, и как это может сказаться на рынке труда, в том числе на потребностях бизнеса в тех или иных специалистах. Отдельно представители гильдий давали рекомендации по трудоустройству в различных отраслях для молодых специалистов.
Число удаленных вакансий в России за последнее время выросло на 71%. Дистанционный формат работы предлагают в сферах информационных технологий, системной интеграции, интернета, образовательных учреждений, услуг для бизнеса, СМИ, маркетинга, рекламы, PR, дизайна, продюсирования, розничной торговли и финансов. Больше всего вакансий с удаленной работой открыто в сфере образования (74%), в области продаж (14%), по 6% вакансий опубликовано в HR и маркетинге. Чаще всего в дистанционном формате работают программисты и разработчики, администраторы баз данных и техподдержки, специалисты в цифровом маркетинге, операторы колл-центров, менеджеры по онлайн-продажам и работе с клиентами, а также преподаватели и онлайн-репетиторы.
Общее мнение бизнеса заключается в том, что сегодня успешным соискателям необходимо быть многофункциональными. Например, если раньше дизайнер мог сделать некий условный набросок, и «на пальцах» объяснить остальное при личной встрече с клиентом, то сейчас он должен представить полностью проработанную 3D-модель проекта. Соответственно, помимо знаний по своей специальности, он должен максимум усилий посвятить изучению дизайнерских программ и онлайн-платформ. Кроме того, на всё более уплотняющемся рынке труда нужно обладать умением продавать себя, свои знания. Важна как подача проектов, так и психология профессии, умение общаться с людьми.
Ряд общественных объединений МТПП уже видят и изменения в потребительских предпочтениях москвичей. Так, по данным Комитета по поддержке и развитию хлебопечения, очень сильно вырос спрос на замороженный хлеб, который может долго храниться. В результате многие пекарни сейчас приобретают новое оборудование и, соответственно, стали востребованы инженеры и технологи производства.
В сфере ландшафтного дизайна, по данным соответствующей гильдии, в ближайшее время будут востребованы дизайнеры, архитекторы, проектировщики, экономисты, инженеры, биологи, специалисты в сфере онлайн-образования.
Были представлены мнения ещё ряда гильдий о текущей ситуации и перспективах развития в их сферах деятельности.
В ходе своего выступления Владислав Киселев представил представителям вузов готовую программу обучения по новой специальности – «Менеджер по цифровой трансформации бизнеса», разработанную Гильдией цифровой экономики и блокчейн-технологий при МТПП. «У Московской ТПП есть готовые программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Необходимо только оформить их под каждый конкретный вуз, и можно запускать уже летом этого года», - отметил он.
Участники вебинара обсудили вопросы трудоустройства и прохождения практики для студентов и выпускников в текущей ситуации. В частности, были представлены новые современные технические средства, такие, как «цифровая карьерная среда».
В ходе мероприятия также выступила исполнительный директор Международного клуба работодателей Наталья Непорада. Она рассказала о деятельности клуба, одним из учредителей которого является МТПП.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы