На мероприятии рассматривались различные аспекты и срезы влияния удаленной работы и пандемии в целом на различные группы людей. Как отметила советник генерального директора госслужбы ГК «Автодор» Светлана Мукба, общий эмоциональный фон работников и до пандемии оставлял желать лучшего, но в ходе кризиса обострились многие проблемы. Как сообщила магистр психологии, бизнес-коуч Елена Ивкина, от эмоционального выгорания сотрудника компания в России теряет в среднем 1,5 тысячи евро, в Европе – 3 тысячи. В последнее время особое внимание стало уделяться эмоциональному интеллекту, его развитию. Именно навыки понимания другого человека, сочувствия, умение вовлечь сотрудников в работу сейчас необходимы руководителям и представителям топ-менеджмента для того, чтобы сохранить свои коллективы в работоспособном состоянии.
Пандемия привела к взрывному росту использования цифровых технологий. С адаптацией к ним у многих возникли серьезные проблемы. Среди основных вызовов, характерных для 2020 года, председатель подкомитета, Директор института интегрального развития человеческого капитала Талина Венгржновская назвала необходимость адаптации к новым платформам и информационным ресурсам, отсутствие необходимых ресурсов для дистанционной работы, снижение уровня заработка, перестройку процессов в команде, расслоение коллективов из-за того, что часть по-прежнему работает в офисе, а кто-то перешел на удаленную работу. Руководители часто жалуются на снижение уровня коммуникации с сотрудниками и на невозможность полноценного контроля их работы.
На вебинаре выступила представитель одной из самых пострадавших сфер бизнеса – туризма и организации мероприятий – глава компании AG event Agency Анна Габер. Она рассказала, что в марте нынешнего года была создана виртуальная платформа MICE Backstage, которая представляет собой социальное сообщество, в которое объединились русскоговорящие представители индустрии MICE (деловой туризм и организация мероприятий). Основная миссия этого сообщества – обучение, нетворкинг, трансформация, взаимопомощь. По словам Анны Габер, это общение единомышленников помогает людям находить новые возможности, реализовывать новые проекты, несмотря на введенные ограничения.
Руководитель отдела внедрения корпоративных программ НМИЦ терапии и профилактической медицины Минздрава РФ Иван Рыбаков рассказал, что сейчас становится очевидной необходимость внедрения такого понятия как «корпоративное здоровье». Среди национальных стратегических целей до 2030 года особое место занимают увеличение средней продолжительности жизни человека и его благополучие. Причем, без реализации этих целей, по словам спикера, невозможно процветание государства. Слабое здоровье сотрудников наносит серьезный вред экономике любого предприятия. По официальным данным, в 2018 году российская экономика потеряла порядка 223 млрд. рублей из-за предотвратимой нетрудоспособности граждан. Расходы предприятия на сотрудника, имеющего одно хроническое заболевание, в 3,5 раза выше, нежели на здорового работника, и в 8,2 раза выше, если человек имеет несколько хронических болезней. Но есть еще такое понятие как «презентеизм», то есть нахождение заболевшего работника на рабочем месте. В среднем его работоспособность снижается минимум в 2 раза, и это не учитывая того негативного фона, который он привносит в коллектив. В среднем потери работодателей из-за презентеизма составляют около 3,4% ФОТ сотрудника. В целом, делает вывод спикер, работодателю выгодно, чтобы его работник был здоровым, счастливым и благополучным. На достижение этого направлена разработка корпоративных программ, в частности модельная программа «Укрепление здоровья работающих».
Ситуацию в крупных компаниях, менее пострадавших от кризиса последних месяцев, представила руководитель компании «Чухно и партнеры», executive- и бизнес коуч Юлия Чухно. Она рассказала об основных вызовах, с которыми столкнулись руководители при переходе на удаленку. Это и «вызовы лидерства» - ситуация неопределенности, сбой в работе старых инструментов, нежелание брать непопулярные решения на себя, отсутствие слаженности в работе руководства. Среди технических проблем спикер назвала отсутствие технических средств для удаленной работы, плохое качество связи, отвлекающие факторы, «битву за пространство», сложности с соблюдением конфиденциальности и безопасности бизнес-процессов, отсутствие контакта с работниками и снижение контроля. «Руководителям все время кажется, что их подчиненные не работают. В результате у сотрудников увеличивается рабочий день до 12-14 часов, потому что их все время дергают», - отметила эксперт. Среди психологических факторов Юлия Чухно назвала стресс, переходящий в дистресс, потерю контакта, отсутствие возможности переключения (ролевой «микс»), разочарование в собственных способностях. «Для преодоления всех этих сложностей разработаны технологические решения, но они комплексные и нуждаются в адаптации под конкретную ситуацию в компании», - подчеркнула эксперт.
Отдельный раздел мероприятия был посвящен адаптации различных участников образовательного процесса к переходу на дистанционное обучение. Как отмечали специалисты, когда в марте Минобразования перевел всех в онлайн, к этому не были готовы ни преподаватели, ни студенты, ни школьники: практически отсутствовали платформы, на которых можно было реализовывать образовательный процесс; мало разработано электронных курсов; спешно начали создаваться методики тестирования, записывались видео уроки и т. д Как заявила доцент ВШУИ МГУ Ирина Зотова: «я никогда так не училась, как в марте-апреле нынешнего года». Между тем, практика последнего полугодия выявила как положительные, так и негативные факторы дистанционного обучения. К «плюсам» можно отнести доступность, гибкость, относительную дешевизну, модульный принцип, живое общение, мобильность. Как рассказала Талина Венгржновская, при переходе к онлайн обучению, её аудитория очень сильно увеличилась: если в очном мероприятии принимало участие 50 человек, то в режиме онлайн их количество доходило до 550! Однако, среди негативных факторов эксперты называют сложности с психологической адаптацией (особенно это характерно для людей старшего возраста), необходимость наличие навыков работы с компьютером, зависимость от качества работы интернета, медицинские проблемы.
Про особенности адаптации людей разных возрастов к обучению в режиме онлайн рассказала профессор МАДИ, вице-президент «КМ Альянс» Ирина Александрова. Она выделила ТОП-5 проблем и назвала пути их преодоления. Например, неумение работать с программным обеспечением (что характерно для людей 55+) преодолевается созданием «горячей линии», по которой технический специалист готов помочь с любом вопросе; подготовкой кратких видеороликов, рассказывающих о решении конкретной проблемы. У молодого поколения с его «клиповым сознанием» возникают сложности с адаптацией материала для онлайн-формата – они не могут долго удерживать внимание. Для решения этой задачи привлекаются педдизайнеры, процесс обучения геймифицируются. Для создания обучающей среды создаются чаты, для преодоления обезличивания преподавателя и ученика назначаются кураторы, а для того, чтобы оценить прогресс в обучении, разрабатывается специальное программное обеспечение.
Тема обсуждения оказалась настолько разноплановой и актуальной, что Талина Венгржновская, подводя итоги мероприятия, заявила, что до весны следующего года в рамках Подкомитета будет организованы вебинары, на которых всем спикерам будет представлена возможность в более развернутом формате представить свои наработки.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы