Прошел вебинар «Как легализовать труд уехавших за границу работников».
Это было очередное онлайн-мероприятие по актуальным вопросам, волнующим бизнес, организованное Гильдией предприятий торговли и услуг при МТПП совместно с ООО «Бридж Групп».
«2022 год нам напомнил о ценности дистанционного труда, - отметила, открывая вебинар, основной спикер мероприятия, руководитель департамента расчета заработной платы и кадрового учета «Бридж Групп» Валентина Яковлева. – Не стоит забывать о важности правильного оформления документов сотрудников, уехавших за границу». В связи с изменением локации сотрудника, у работодателей возникают вопросы, связанные с правильностью налогообложения, соблюдением закона о персональных данных и валютного законодательства. «В текущей ситуации работодателю важно внести необходимые изменения в действующий документальный фонд, либо оформить новые документы с учётом практики, сложившейся за последние полтора года, и позиции налоговых органов», - подчеркнула спикер.
Прежде всего Валентина Яковлева напомнила участникам вебинара, что именно должен сделать работодатель для перевода сотрудников на удаленную работу. Всего законодательство предусматривает три вида дистанционной работы: постоянная, временная периодическая, чередующаяся с периодами работы в офисе, и достаточно редко применяемая – временная непрерывная сроком не более шести месяцев. В документах (локальных нормативных актах, трудовых договорах, коллективных договорах) возможность дистанционной работы и её вид должны быть указаны. Помимо этого, работодатель должен четко прописать порядок взаимодействия с работником (способы связи, каналы передачи отчетности, способы ознакомления с внутренними документами компании). Кроме того, должны быть прописаны время взаимодействия с сотрудником, порядок и сроки возмещения расходов работника (в случае, если он «на удаленке» использует свою технику, оборудование, программное обеспечение и т.д.), а для постоянных дистанционных сотрудников – еще и порядок предоставления отпусков. Есть и необязательные условия, рекомендуемые экспертами с целью предотвращения возможных конфликтов и судебных разбирательств с работником. Среди них – определение порядка и продолжительности выполнения трудовой функции, порядок обеспечения оборудованием, требования охраны труда при работе с оборудованием, режим рабочего времени и местность выполнения трудовой функции.
Если в документы внесены необходимые пункты о возможности дистанционной работы, то даже внезапный отъезд работника за границу не нанесет ущерба работодателю и, если сотрудник представляет для него ценность, он сможет выполнять работу и удаленно.
Эксперт отметила, что в настоящее время трудовым законодательством вопрос о работающем за пределами РФ дистанционном работнике не урегулирован. При этом, по словам Валентины Яковлевой, Минтруд выступает против работы за границей, мотивируя свою позицию невозможностью соблюдений требований охраны труда. А то же время Минфин допускает возможность работы за рубежами страны, выпуская разъяснения по вопросам уплаты налогов. В том случае, если работодатель намерен продолжать трудовые отношения с работником, уехавшим за границу, спикер подсказала позиции, которые помогут компании отстоять свою точку зрения перед трудовой инспекцией. В частности, можно привести пример лиц, командированных за границу или возглавляющих представительства российских компаний за рубежом, которые не выпадают из российской юрисдикции. Если у компании есть работники, выполняющие работу дистанционно за территорией РФ, работодателю необходимо отслеживать возникновение трансграничной передачи персональных данных, соблюдать сроки выплаты заработной платы с учётом сложностей, которые могут возникать при проведении банковских операций. Помимо этого начисления должны производиться только в рублях, и поручить третьим лицам выплачивать заработную плату своим работникам нельзя.
Отдельный раздел вебинара был посвящен налоговым выплатам за уехавшего работника. «Если сотрудник находится в РФ более 183 дней в календарном году, то НДФЛ необходимо удерживать с размере 13%. Если меньше – то в размере 30%», - сообщила эксперт. Валентина Яковлева указала риски для компаний, которые «покрывают» своих работников, потерявших статус резидента, и начисляют пониженный налог. «Я не рекомендую этого делать», - заявила спикер.
В завершение мероприятия Валентина Яковлева ответила на вопросы участников.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы