26-29 мая в армянском городе Цахкадзор прошел представительный бизнес-форум «Евразийский экономический союз: Армения- сотрудничество», организованный под эгидой Евразийской экономической комиссии и Правительства Республики Армения.
Организаторами форума выступили торгово-промышленные палаты Армении, Российской Федерации, Кыргызской Республики, Белорусская ТПП, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».
В форуме, собравшем более 300 участников, приняли участие руководители Евразийской экономической комиссии, Правительства Армении, делегации деловых кругов и торгово-промышленных палат стран-членов ЕАЭС.
Делегацию Торгово-промышленной палаты России возглавил член Совета ТПП РФ, Президент Московской ТПП Владимир Платонов.
В своем выступлении перед собравшимися он рассказал об опыте Москвы по реализации антикризисных мер в экономике и о роли, которую играет в этом процессе Московская торгово-промышленная палата.
Текст выступления Президента Московской торгово-промышленной палаты Владимира Платонова:
Нет сомнений, что одним из главных условий для экономического процветания и пополнения бюджета крупного мегаполиса является создание среднего класса. Москва в этом немало преуспела, мы движемся вперед, и даже есть тенденция к росту. Приятно, что по итогам прошлого года Счетная палата РФ назвала Москву лидером среди всех российских регионов по динамике увеличения количества малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей (ИП).
В городе активно внедряются ясные и прозрачные системы налогообложения для малого бизнеса и ИП (УСН и патент), способствующие выходу предпринимателей «из тени».
В свое время мы, как, наверное, и все прочие представители постсоветского экономического пространства, столкнулись с главной проблемой: не сбылась надежда на то, что «рынок все отрегулирует», как нам активно рассказывали в начале девяностых. Этого, как стало ясно, и не могло произойти: чтобы рынок начал что-то регулировать, для него нужно вначале создать условия.
Приведу пример. Пока мы в Москве законодательно не отрегулировали работу такси, в этой сфере многие годы ничего не менялось. Было пять тысяч зарегистрированных таксомоторов и пятимиллиардный рынок, который проходил мимо бюджета города. После того, как нам удалось изменить федеральное, а затем московское законодательство, количество официально зарегистрированных и платящих налоги таксистов в Москве выросло с пяти до семидесяти пяти тысяч…
Перечислю некоторые законодательные меры регулирования экономики, которые мы предпринимаем в рамках антикризисной программы.
- Двухлетние «Налоговые каникулы» для вновь зарегистрированных ИП.
- Патентная система для 80 видов деятельности. Ясная, удобная, понятная отчетность, минимум бюрократических сложностей.
- Сорок видов предпринимательской деятельности в производственной, научной, социальной сферах получили нулевую налоговую ставку.
- Снижение на 75% на пять лет налога на имущество организаций, объекты которых менее чем на 20% используются под офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания.
- Налоговые льготы для гостиничного бизнеса, причем конкретно для организаций, прошедших аккредитацию.
- Изменения в налогообложении в связи с новым методом оценки объектов недвижимости.
- Администрирование НДС в электронном виде; система «одного окна», система электронных госуслуг.
- Поддержка молодежного предпринимательства (в Москве действует городской Закон «О квотировании рабочих мест», согласно которому установлена квота в размере 4% работников для молодежи, инвалидов и сирот).
- Целый комплекс мер был посвящен поддержке предпринимателей, занимающихся производственной деятельностью. Принятие городских законов «О промышленной политике города Москвы» и «Об инвестиционной политике города Москвы и государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности» дало импульс созданию в столице сети технопарков и индустриальных парков. Для них, для промышленных комплексов, а также для других инвестиционно приоритетных для города проектов предусмотрена широкая система льгот по земельному налогу, налогу на имущество, налогу на прибыль (в части, направляемой в бюджет Москвы), а также по арендной плате за землю.
Какова роль Московской ТПП во всей этой работе? Нам в этом году будет 26 лет. Совместно с органами исполнительной и законодательной власти мы выстраиваем работу в интересах города.
Мы – цивилизованный лоббист при отсутствии закона о лоббизме. Я помню, еще в начале девяностых, когда только начинал работать Верховный Совет РФ, существовало несколько проектов закона о лоббизме, но до рассмотрения они так и не дошли. Но мы считаем, что эту работу необходимо продолжить, чтобы лоббистская деятельность была законной и прозрачной, и никто не мог «присасываться» к этому важнейшему направлению деятельности с мошенническими целями.
Для органов власти мы – экспертная площадка, эффективный инструмент для учета мнения.
Еще важное направление – мы развиваем сферу услуг для предпринимателей.
Три месяца назад Московская городская Дума внесла изменения в Закон города Москвы «О Московской торгово-промышленной палате». Мы сохранили полномочия Третейского суда, но включили туда систему медиации, внесудебного рассмотрения споров. Я уверен, что этот институт заработает, он рассчитан на предпринимателей, желающих максимально быстро решать свои хозяйственные споры путем согласования интересов сторон.
На площадке МТПП проходят мероприятия, связанные с представительством Москвы в других государствах и регионах, и точно так же другие государства и регионы приходят к нам.
Недавно в Торгово-промышленной палате РФ состоялась встреча с Министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым, и ему очень понравилась наша идея, которая заключается в следующем.
Законодательное поле Российской Федерации – это не только то, что принимает Федеральное Собрание, существуют еще и законы регионов. И в каждом субъекте Российской Федерации есть интересный опыт поддержки предпринимательства; мы в Москве в свое время, например, изучали опыт Санкт Петербурга, Татарстана, Нижегородской, Калужской областей.
Так вот, на совещании с Министром мы договорились, что изучим лучшие нормы и подготовим рамочный пакет для законодателей субъектов РФ. Я считаю, что нашим опытом мы можем делиться и за границами России, мы можем обмениваться опытом, и этот опыт будет востребован.
Касаясь законодательного обеспечения работы ЕвразЭС, хотел бы напомнить, что в Санкт-Петербурге продолжает работать Межпарламентская ассамблея СНГ, ее квалифицированные специалисты готовят хорошие законопроекты. Нам только осталось этим пользоваться.
Одна из ключевых задач Евразийского экономического союза - создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Считаю, что одна из ключевых задач, которые стоят перед нашим объединением, - создавать условия для реального развития малого и среднего предпринимательства. Во всем мире бюджет, доходная часть бюджета формируется за счет рабочих мест, и экономика, и продукция - все это взаимосвязано. Нам это надо энергично, вместе делать.
Это здорово, что мы четыре года назад объединились в ЕврАзЭС, есть хороший результат. Нас объединяет не только наша совместная история, но и мощнейшая экономическая площадка. Она, правда, была в другой, плановой экономике, но у нас была мощнейшая интеграция между республиками. Так что все лучшее сохранять и приумножать можно и нужно. Потому что каждому из нас выйти на мировой рынок гораздо сложнее, вместе мы можем это сделать. В любом хозяйстве переход от плановой к рыночной экономике - это потрясение. - Когда мы помогаем друг другу, вырабатываем правила - в этом наша сила.