На осенней сессии ежегодной выставки-форума «Международный день импорта и экспорта 2021» состоялась дискуссия «Московские экспортеры, обмен опытом», партнером которой выступила МТПП.
Форум был создан как ответ на майский (2019 года) Указ президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года». Задача форума – содействие национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», паспорт которого, в свою очередь, включает в себя пять федеральных проектов: «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК», «Логистика международной торговли», «Экспорт услуг», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». В рамках Форума проходят профильные конференции, круглые столы, мастер-классы и вебинары.
«Мы уже традиционно делаем московскую секцию на этом знаковом форуме», – такими словами открыл дискуссию ее модератор – вице-президент МТПП Сурен Варданян. Он рассказал, что за первое полугодие 2021 года Москва на 27% увеличила объем несырьевого (в первую очередь, высокотехнологичного) экспорта по сравнению с прошлым годом. Город также лидирует в экспорте услуг, в первую очередь в области образования, сервиса, гостиничного бизнеса. «Москва сегодня выстраивает систему межведомственной координации всех структур города по продвижению компаний на внешние рынки, – отметил Сурен Варданян. – Это большая работа с привлечением знаковых специалистов». Он особо акцентировал внимание на «постоянной коммуникации столичного правительства с бизнес-объединениями, настройке тех или иных мер с учетом реалий времени и ситуации».
Сегодня, сообщил Сурен Варданян, столичные власти и бизнес взаимодействуют с 219 странами мира, которые поставляют продукцию в российскую столицу, в свою очередь, делают закупки и тем или иным образом присутствуют на московском рынке, формируя высококонкурентную среду. Город развивает технопарки, технополисы, оказывает как финансовую, так и нефинансовую поддержку предприятиям, выходящим на внешние рынки. В пандемию, несмотря на все ограничения и локдауны, компании, занимающиеся ВЭД, оказались наиболее устойчивыми.
Модератор призвал выступающих сосредоточиться на конкретных факторах, влияющих на экспортные возможности столичных компаний, – проблемах сертификации, таможни, комплаенса и т.д.
Начальник Управления экспорта товаров и услуг Московского экспортного центра Владислав Мищенко сообщил, что за первые восемь месяцев столица экспортировала продукцию в 108 стран и объем несырьевого экспорта вырос на 32 %. Топ стран – импортеров московской продукции – это Беларусь, Казахстан, Индия, Германия, Нидерланды и Алжир. На 39% выросли поставки за рубеж электроники и электротехники; на 31 % – товаров широкого потребления, на 22% – продукции легкой промышленности, в три раза – продукции медицины и фармацевтики. По словам спикера, меры поддержки включают в себя 35 услуг и сервисов для экспортоориентированных предприятий. 2021 год он назвал рекордным по объему финансовой поддержки в формате субсидий и экспортных грантов (он перечислил некоторые из них).
Одним из самых эффективных инструментов стало развитие онлайн-экспорта. С 2018 года при поддержке МЭЦ столичные компании заработали на электронных площадках более 1,5 млрд руб. (спикер рассказал о наиболее успешных кейсах). Он также напомнил, что МЭЦ активно помогает столичным компаниям искать новых деловых партнеров путем организации бизнес-миссий (их количество с 2019 года выросло в пять раз) и открытия объединенных бизнес-стендов в рамках крупнейших международных выставок. Он привел примеры заключения экспортных контрактов в рамках участия в бизнес-миссиях и перечислил самые эффективные инструменты поддержки, предлагаемые МЭЦ.
В свою очередь, Сурен Варданян напомнил слушателям об образовательных мерах поддержки, оказываемой бизнесменам в рамках МТПП (семинары о продвижении продукции через электронные маркетплейсы, деятельность Центра комплаенс-консультирования, организацию вебинаров, на которых рассказывается об особенностях ведения бизнеса в разных странах, и т.д.)
Руководитель направления международного права и комплаенса ГК Faberlic Денис Примаков напомнил, что агенты из-за рубежа внимательно оценивают вводимые в российских компаниях процедуры комплаенса. Он рассказал, какие направления комплаенса наиболее актуальны и востребованы на европейском рынке. Спикер обратил внимание слушателей на то, что регуляторы за рубежом периодически выступают с новыми инициативами в области комплаенса, которые необходимо своевременно анализировать, чтобы быть в тренде.
Менеджер по стоматологии компании ГЭОТАР Нинель Морозова рассказала об истории компании, созданной около 25 лет назад. А 10 лет назад в компании появилось подразделение по современным образовательным решениям. Сегодня ГЭОТАР – крупнейший поставщик таких решений для всех отраслей медицины. Спикер рассказала о запущенной компанией линейке стоматологических симуляторов с автоматической обратной связью и подробно описала принципы их работы, а также познакомила слушателей с аппаратными комплексами для проведения экзамена у студентов-медиков. «Последние два года мы успешно выходим с этими приборами на экспорт, – отметила она и рассказала о принципах работы на зарубежных рынках, отметив особый интерес к продукции со стороны Латинской Америки. спикер выразила благодарность сотрудникам МЭЦ и рассказала о сотрудничестве с ним, в частности, участии в бизнес-миссиях и обучении сотрудников в рамках акселерационных программ.
В заключение дискуссии модератор поблагодарил организаторов мероприятия, докладчиков и слушателей.