По инициативе Московской торгово-промышленной палаты состоялась онлайн-конференция на актуальную тему «COVID-2019 и защита интересов российских экспортеров в ЕС».
В мероприятии приняли участие представители Минпромторга, Торгового представительства Российской Федерации в Германии, российского и немецкого бизнеса.
Как отметил вице-президент МТПП Сурен Варданян, выступивший в качестве модератора конференции, этим мероприятием МТПП открывает серию встреч, посвященных развитию экспортной деятельности в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки и в связи с проводимыми карантинными мероприятиями. На этих мероприятиях планируется информировать предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, о мерах поддержки, которые разрабатывает и внедряет Правительство для бизнеса, а также рассказывать о ситуации с экспортно-импортными операциями между различными странами. На первой встрече основной акцент был сделан на взаимодействии с Германией и на ситуации в сфере логистики.
Директор Департамента регулирования внешней торговли и поддержки экспорта Минпромторга Андрей Цемахович отметил, что, несмотря на все ограничения, Евросоюз является основным экспортным партнером России: до 42% российского товарооборота приходится на ЕС. Сейчас основной вектор деятельности Правительства направлен на борьбу с коронавирусом. При этом разрабатываются меры поддержки бизнеса. В ближайшее время предполагается выход нового документа, посвященного поддержке в сфере транспортных услуг и логистики. В прошлом году была принята Корпоративная программа повышения конкурентоспособности, участвуя в которой предприятия брали на себя обязательства по наращиванию объемов экспорта и под них брали господдержку. Сейчас вносится изменение, которым разрешается экспортерам вносить изменения в корпоративную программу, тем самым избежав штрафов», - сообщил чиновник. Изменения должны коснуться и предоставления логистической субсидии (условий вступления в программу, а также суммы поддержки).
По мнению представителя торгово-промышленной палаты Дюссельдорфа Аарона Рёшке, кризис, связанный с пандемией, должен привести к диверсификации торговых цепочек и локализации бизнеса. Ситуация, когда большинство компаний Европы имели партнеров из Китая, Америки, а теперь вынуждены экстренно менять партнеров, по мнению спикера, может заставить европейцев пересмотреть свои бизнес-стратегии и, возможно, обратить внимание на товары, производимые в рамках Евросоюза, пусть даже по более высоким ценам.
Генеральный директор представительства «Совтрансавто Дойчланд ГмбХ» Александр Кравцов поделился опытом работы по организации транспортных перевозок в условии пандемии. Он отметил, что сейчас уже нормализуется ситуация с перевозкой товаров из Италии, Бельгии, Австрии, Словении и некоторых других стран. Предприятия начинают работать, правда испытывают нехватку персонала. Немецкое государство предпринимает меры для поддержки своих работников. Предприятия с численностью до 9 человек могут получить единовременную выплату в размере 9 тыс евро, до 10 сотрудников – 15 тысяч евро. Помимо этого, для персонала, переведенного на режим Kurzarbeit (сокращенный рабочий день) государство компенсирует от 60 до 67 процентов заработка за часы, которые он не работает. При этом сохраняется пенсионный стаж, медицинская и социальная страховка – все это берет на себя также государство. «Мера эта востребована. Уже более 500 тысяч юридических лиц, включая ИП, обратилась за ней», - сообщил эксперт.
Основные тенденции рынка транспортных перевозок обозначил руководитель отдела проектных перевозок группы компаний «Юнион Логистик» Алексей Костин. Он отдельно остановился на проблемах морских, автомобильных и авиаперевозок. В частности, он отметил проблему недостатка контейнеров для перевозки, которые где-то «застряли» из-за ситуации с закрытием границ. Вследствие различных требований в разных странах Европы перевозчики сталкиваются с многими трудностями. При пересечении границы Италии водителей сразу же отправляют на двухнедельный карантин, поэтому требуются дополнительные кадры. Зафиксировано несколько случаев, когда водителей не пускают на склад и они не могут контролировать погрузку товара. Это является нарушением закона, но оправдывается требованиями соблюдения карантина. В авиасообщении, по словам спикера, наблюдается «коллапс авиационных грузоперевозок». Работает только несколько крупных грузоперевозчиков. Сейчас уже появились транспортные компании, готовые по демпинговым ценам осуществлять перевозки. Однако, в этом случае возникает угроза безопасности для груза.
Адвокат, партнер международной юридической фирмы Beiten Burkhardt Александр Безбородов отметил, что сейчас готовится решение Пленума Верховного суда, касающееся признания обстоятельств непреодолимой силы для контрактов. По его сведениям, пока что суд склоняется к формулировке, согласно которой необходимо будет доказывать, что возникновение невозможности исполнения контракта связано с пандемией. А, по словам эксперта, сделать это в суде весьма сложно. При этом адвокат посоветовал всем предпринимателям, которые не в состоянии исполнить все положения контрактов, обязательно в письменном виде уведомить своих контрагентов об изменении обстоятельств и условий поставок и т.д.
Как отметил Сурен Варданян, по экспортным сделкам сертификат о форс-мажоре выдает Торгово-промышленная палата Российской Федерации. А Московская ТПП дает заключения по внутрироссийским сделкам. «Мы постоянно проводим разъяснения по условиям выдачи этого сертификата», - отметил представитель руководства МТПП. При этом бизнес-сообщество ждет выработки на правительственном уровне системного решения по форс-мажору.
В целом эксперты сошлись во мнении, что нынешняя пандемия окажет сильнейшее влияние на всю мировую экономику в целом – подобной ситуации не было еще в истории. Нечто похожее произошло в 2014 году, но только на территории всего трех африканских стран, поэтому масштаб ущерба и сопутствующих изменений экономической ситуации пока трудно представить.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы