Московская торгово-промышленная палата провела конференцию «Эксплуатация инновационных транспортно-логических возможностей в черте города. Москва – Роттердам».
Основной целью встречи модератор конференции, вице-президент МТПП Сурен Варданян назвал обмен опытом двух городов – Москвы и Роттердама – в решении вопросов развития транспортной системы, логистики с учетом целей устойчивого развития.
Торговый представитель РФ в королевстве Нидерланды Андрей Макаров сообщил, что Россия и Нидерланды исторически являются важными торговыми партнерами друг для друга. «В сфере торговли товарами Нидерланды являются третьим торговым партнером для России после Китая и Германии, и первым направлением для поставки российских товаров в Европу», - заявил торгпред РФ. - Если же говорить о торговле услугами, - а логистика и транспорт – это, прежде всего, высокотехнологичные услуги, Нидерланды являются девятым транспортным партнером России. Именно на транспортные услуги между двумя странами пришелось в прошлом году 191 млн. долларов». При этом, по словам Андрея Макарова, Москва занимает первое место по экспорту в Нидерланды среди всех российских регионов. Роттердам занимает особое место среди европейских городов благодаря своему географическому, транспортному и логистическому потенциалу. По словам эксперта, Москва и Роттердам – города-лидеры в сфере транспортной логистики и умной смартмобильности. «Все это говорит о комплиментарности экономик Москвы и Роттердама в целом и в частности в таких отраслях как транспортная инновационная логистика».
Представитель муниципалитета Роттердама Мартин Хаут обозначил ключевые векторы развития транспортной сети города. Начиная с 2010 года город ориентируется на повышение мобильности различных групп населения, развитие общественных пространств, увеличение зеленых зон. Как показывает статистика, за последние годы число жителей, пользующихся общественным транспортом, практически не увеличивается; при этом растет число пешеходов и велосипедистов. «Роттердам любит машины, но от них очень много выбросов в атмосферу», - отметил Мартин Хаут. Поэтому принято решение о снижение скорости передвижения автомобилей в городе до 30 км в час, поощряется переход на электромобили: идут серьезные инвестиции в строительство инфраструктуры, способствующей развитию электрического транспорта. «Мы ставим задачу уже к 2030 году добиться нулевых выбросов парниковых газов», - сообщил представитель нидерландской стороны. Еще одним направлением развития транспортной системы города спикер назвал развитие общественного транспорта на реке. Поддержал тему и Рой ван ден Берг, который рассказал о развитии «зеленой мобильности в Роттердаме».
Директор по информационным технологиям ГБУ «МосТрансПроект» Никита Рязанцев рассказал о развитии в Москве беспилотного транспорта, в том числе о создании цифровой модели дороги. Точность модели составляет 2 мм и позволяет значительно снижать цифровые мощности беспилотника: ему не нужно на борту обрабатывать весь массив информации, основная его часть будет содержаться в цифровой карте. Использование беспилотников, по словам спикера, серьезно снижает смертность на дорогах. «Я уверен, что мы достигнем нулевой смертности на дорогах», - заявил эксперт. Никита Рязанцев рассказал об успешно работающем в Москве, в Центральном округе, где всегда трудная транспортная ситуация, беспилотного паркона (автомобиля, который фиксирует нарушения правил парковки).
Директор по стратегическому развитию акселератора «Транспортные инновации Москвы» Мария Андрианова рассказала, что они занимаются отбором и запуском стартап-проектов ранней стадии, разрабатывающих решения в сфере транспорта. Несмотря на то, что система была создана в октябре прошлого года, уже рассмотрено более 500 проектов, а 57 пилотных проектов реализовано. «Мы являемся мостом между техническими командами, энтузиастами, лабораториями и транспортной системой», - заявила Мария Андрианова. Она представила ряд перспективных направлений, на которых сосредоточена работа: проекты управления трафиком, сканирования и распознавания предметов и лиц, система управления пешеходными переходами и др.
Представитель нидерландской компании Flying Fish Water Mobilit Гейсберт ван Марревийк рассказал о развитии системы водного такси в Роттердаме. Он сообщил, что водное такси появилось в городе в 2014 году. Сейчас у его компании 20 лодок, которые в ближайшее время могут перевозить до полумиллиона людей ежегодно. Если скорость автомобилей в Роттердаме сейчас установлена в 30 км/ч, то водное такси передвигается со скоростью 40-50 км/ч, что позволяет серьезно экономить время при передвижении по городу. Сейчас лодки работают на дизеле, но разрабатываются варианты перехода на электричество. Однако актуальные сейчас варианты решений значительно менее скоростные. «Река становится не барьером, а средством передвижения. Все больше людей хотят жить рядом с рекой», - подчеркнул Гейсберт ван Марревийк.
На конференции выступили представители ряда российских и нидерландских компаний, работающих в сфере транспорта и логистики. Соучредитель и коммерческий директор Hardt Hyperloop Марс Гейз представил проект «Сargo hyperloop network» (вакуумный поезд) и рассказал о планах его реализации в Роттердаме. Коммерческий директор «Mobility Invest Group» Воутер Беррис рассказал о стратегии компании для помощи городам и фирмам в Нидерландах и в других странах, в целях побуждения людей использовать более устойчивые и активные варианты мобильности. Генеральный директор компании «Uvl Robotics» Евгений Гранкин рассказал о том, как умные дроны и решения на базе искусственного интеллекта могут быть полезны для логистической отрасли. Руководитель проекта компании «Н2-Энергия» (резидент Сколково) Сергей Сайфудинов представил инновационную технологию безопасного мобильного хранения водорода и других сжиженных газов в сверхпрочных кварцевых капиллярах. Исполнительный директор частного технопарка «Калибр» Кристина Зарубина сообщила, что технопарк с 2016 года имеет полигон для тестирования беспилотных аппаратов. «Мы туда пускаем не только наших арендаторов, но и студенческие коллективы, и научные лаборатории, занимающихся этой проблемой», - сообщила Зарубина. Технический директор ООО «Электротранспортные технологии» (резидента технопарка «Калибр») представил опыт внедрения беспилотного электрического грузовика на логистическом центре.
Одна из инициаторов проведения конференции - директор Stroomi BV и журнала «Innovation Media» Ирина Бирман - сообщила, что её компания оказывает содействие выходу российских компаний на нидерландский рынок, а в журнале, который она возглавляет, можно найти много полезной информации об экономике Нидерландов и новых инновационных решениях. Помимо этого, участники встречи узнали о проекте запуска поезда Москва- Роттердам.
Подводя итоги конференции, Сурен Варданян отметил, что «Москва рада всем предпринимателям, которые предлагают совместные проекты». Он пригласил участников на следующую встречу, которая будет посвящена работе технопарков в различных городах и регионах, а также их кооперации. «Мы хотим снизить издержки на транспортировку мнений и проектов», - заявил Варданян.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы