21 мая Гильдия экспертов, оценщиков и специалистов по обороту культурных ценностей при МТПП провела конференцию на тему: «О внесении уточнений в методики оценки предметов искусства в связи с резким падением аукционных цен на арт-рынке в РФ, приостановке деятельности международных аукционных домов и выработке предложений по страхованию выставочной деятельности».
Председатель Гильдии экспертов, оценщиков и специалистов по обороту культурных ценностей при МТПП Александр Елисеев рассказал об актуальных вопросах оценки предметов искусства на арт-рынках. В частности, об аукционах, проводимых в РФ и за рубежом.
Касаясь проблемы экспертизы, Александр Елисеев подчеркнул, что она должна отвечать определённым требованиям. Очевидно, должна быть не повествовательной, а доказательной. Что же касается провенанса – истории владения художественным произведением – в содержание термина у нас и за рубежом вкладывается иногда разный смысл. В Европе под провенансом рассматривают существование предмета с момента его создания до момента выставления его на продажу. В РФ же, по словам Елисеева, иногда используется слово «бытование», разные варианты по полноте информации, которая предоставляется вместе с документом, носящим название «провенанс». За рубежом к этому относятся более жёстко, потому что ответственность гораздо больше.
Говоря об обязательствах аукциона, Елисеев отметил, что главное отличие от европейских заключается в том, что аукционные дома, если заключают соглашения, осуществляют серьёзную проверку с привлечением Интерпола. Кроме того, специалист аукционного дома, как правило, желает знать мнение эксперта с мировым именем. В РФ к этому относятся по-другому.
Спикер рассказал также о формировании исходной стоимости предмета искусства, прибыли аукционных домов, которую они получают от собственника, который изначально оповещён, менее какой стоимости не будет установлено при продаже этого предмета. Среди особо значимых условий спикер выделил страхование предметов искусства, которое осуществляется по международным стандартам. Уже сейчас аукционные дома учитывают все новые международные правовые договоры. В частности, проверяются инвесторы на легальность происхождения денег. Причём, этим руководствуются как аукционные дома, так и в частных галереях при заключении сделок.
Спикер рассказал также о правилах интернет-аукционов. «Здесь уникальная ситуация, связанная с экспертизами. Если экспертиза есть – хорошо, если её нет – тоже неплохо. Это допустимо! Более того, при отсутствии экспертизы у собственника допускается прибегать к помощи партнёров данного аукционного дома, причём делается заключение о выставлении на аукцион в виде устной консультации, что совершенно неприемлемо для зарубежных аукционов», - поражается Александр Елисеев. Он назвал это положение вещей «уникальной юридической ситуацией с точки зрения ответственности аукциона". В интернет-аукционе стоимость предмета определяет сам собственник. Это при том, что вообще специалистов по определению стоимости предметов искусства немного. Сам предмет хранится в офисе аукциона, а после торгов может быть перемещён только по территории РФ, если будет такая договорённость. За границу эти предметы не перевозятся. В правилах интернет-аукционов не указаны какие-либо пункты, касающиеся страхования предметов. В том числе при нахождении их в офисе. Также в правилах нет ни слова об ответственности при возникновении спорных ситуаций.
«Любой аукционный дом должен отвечать за то, что он продаёт. Тот человек, который покупает предмет на аукционе, должен быть уверен в наличии соответствующих гарантий аукционного дома. В силу перечисленных недостатков покупатель российского аукционного дома не может быть уверен во многих обстоятельствах. В отличие от зарубежного аукциона», - подытожил Александр Елисеев.
Участники вебинара согласились с мнением, что необходима консолидация коллекционеров, тех, кто выступает в качестве продавцов на аукционах, для того, чтобы «отразить все интересы этой категории инвесторов». В противном случае, как показывает практика, без консолидированного мнения участников арт-рынка будут «создаваться спорные ситуации вокруг оборота предметов искусства».
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы