9 ноября Гильдия экспертов, оценщиков и специалистов по обороту культурных ценностей при МТПП провела онлайн-заседание, на котором были представлены виртуальная трехмерная экспозиция и примеры её использования.
Модератором заседания выступил председатель Гильдии экспертов, оценщиков и специалистов по обороту культурных ценностей при МТПП Александр Елисеев. Он обозначил тему мероприятия: «О предложениях по реализации рекомендаций, высказанных на заседании Совета по культуре и искусству от 27 октября 2020 года. Презентация программы виртуальной трехмерной экспозиции, необходимой для представления произведений искусства в условиях ограничений на деятельность государственных музеев и выставочных залов в условиях COVID-19».
«Мы оказались в такой ситуации, когда у нас весьма ограничены возможности по посещению выставок, которые мы открываем, из-за того, что вводятся ограничительные меры н посещения. А размещая наш видеоряд, наш 3D-вариант проходящей выставки, мы можем расширить состав ее посетителей», - заявил Александр Елисеев. Он напомнил также, что многие музеи мира уже проводят такие виртуальные экскурсии. «Мы тоже такую 3D-визуализацию подготовили. Могу сказать, что она служит очень многим целям. В частности, даёт возможность готовить информационную базу для аукционной деятельности галерей при продаже предметов искусства», -- пояснил спикер. Он передал слово разработчику пакета программ, руководителю компании, занимающейся разработкой виртуальных трёхмерных галерей, Николаю Тищенко.
Первое, на что тот обратил внимание, – для того, чтобы попасть в галерею, ничего загружать на компьютер не надо, – достаточно перейти по адресу сайта. Галерея грузится 3-5 секунд, если очень большая – то 10-15. Как продемонстрировали прямо на онлайн-заседании разработчики, в галерее создан максимальный эффект присутствия. «Здесь мы имеем полную свободу перемещения, соответственно, эмоциональное воздействие и ощущение реальности несравнимы. Мы сами управляем перемещениями. Если мы имеем дело с объёмным предметом, то мы можем обойти его, зайти сбоку, сзади, взглянуть сверху – как нам удобно. Подойти вплотную, чтобы рассмотреть детали или отойти подальше, чтобы посмотреть, как это выглядит в антураже, в соотношении с другими работами», - пояснил Николай Тищенко. Среди особых преимуществ полноценных трёхмерных галерей он назвал возможность перемещаться, реально приближаться к работе. В зависимости от того, насколько близко к ней «подходит» зритель, меняется разрешение изображения. Профессионалам эта галерея даёт множество возможностей. Имея трёхмерную модель помещения, можно заранее оценить, какие работы есть смысл выставлять, – как они будут смотреться друг рядом с другом и в соответствующем помещении. Для кураторов выставок также может представлять интерес возможность знакомства с экспозицией работников площадки, на которой предполагается ее размещать. А также заранее оценить, насколько та или иная экспозиция будет интересна публике. Для ещё одной группы профессионалов – коллекционеров – это возможность вообще представить свою экспозицию. Коллекционер не всегда может или хочет содержать отдельное помещение для презентаций своей экспозиции. 3D-модель позволит ему выставить коллекцию для всеобщего или, наоборот, ограниченного обозрения в зависимости от его целей. К тому же, виртуальная галерея никак не ограничена площадями. Можно создавать любые выставочные пространства в любом необходимом количестве. Это может быть интересно для музеев, которые из-за нехватки площадей вынуждены хранить интересные работы в запасниках. «Если мы хотим достучаться до молодёжи, которая сейчас полностью погружена в гаджеты, то у нас один вариант – прийти к ним туда. Если мы не будем показывать молодому поколению работы на их языке, то можем лишиться посетителей в галереях и выставочных залах», - считает Николай Тищенко.
«Самое интересное, что можно постоянно дополнять, изменять экспозицию, рассказывать что-то дополнительно, показывать процесс творчества», - поддержал Александр Елисеев. Кроме того, технологии позволяют вести уроки технического творчества в школах или изучать детали машин в вузах. Ведь не всегда есть возможность разобрать агрегат и не всегда этот агрегат есть в наличии. А виртуальные технологии позволяют не только посмотреть на агрегат снаружи, но и увидеть принцип его работы.
«Мы начинаем продвигать наши приложения в нашем Союзе, тоже самое делаем в нашей Палате. Задумайтесь над авторским патентованием. Мы можем в творческом союзе подумать о том, чтобы сделать приложение для размещения данного программного продукта в региональных музеях или для творческих союзов вообще. Я думаю, что для государственных музеев эта программа бесценна. Хочу подчеркнуть, что эта программа является вспомогательным проектом. То есть, непосредственно изучение предметов искусства невозможно без режима off-line. Но мы должны понять, что живём в новой реальности!» - подытожил Александр Елисеев.