19 ноября президент МТПП Владимир Платонов выступил одним из спикеров круглого стола Комитета Совета Федерации по экономической политике «Углубление интеграции государства-членов ЕАЭС и унификация их законодательства как факторы ускорения экономического развития». Модератором «круглого стола» выступил член Комитета СФ по международным делам Игорь Морозов.
Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) был подписан шесть лет назад. Несмотря на непростые внешние условия, в нем сегодня проводится согласованная промышленная, агропромышленная и транспортная политика, реформируется таможенное законодательство, меняется качество внешней торговли, рынка труда и других сфер, отметил, открывая круглый стол, председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов.
Председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев рассказал об опыте сотрудничества с Белоруссией, который целесообразно использовать при евразийской интеграции. Важно по каждому из направлений сотрудничества прорабатывать конкретные «дорожные карты» с четко зафиксированными сроками, конкретными исполнителями, которые несут ответственность за выполнение поставленных задач, подчеркнул он.
По словам выступившего с докладом заместителя министра иностранных дел РФ Александра Панкина, ЕАЭС заключил ряд международных соглашений по созданию зон свободной торговли с Ираном, Вьетнамом, Сербией, Сингапуром, а также непреференциальное соглашение с Китаем и разрабатывает подобные соглашения с Египтом, Индией, Израилем. Также, подчеркнул докладчик, странам ЕАЭС предстоит принять стратегию экономической интеграции до 2025 г.
Член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев подробно остановился на проблемных зонах развития ЕАЭС, раскрыл 11 стратегических направлений опережающего развития евразийской экономической интеграции до 2025 г., рассказал о способах активизации имеющихся резервов экономического роста и методах повышения эффективности регулирования общего рынка ЕАЭС, в частности его защиты от фальсификатов и контрафакта.
С докладами о таможенной политике и регулировании конкуренции в рамках ЕАЭС выступили заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Ивин и заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов.
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин в своем выступлении рассказал о перспективных нишах сотрудничества МСП стран ЕАЭС и направлениях, которые необходимо активизировать.
Далее на «круглом столе» выступил президент МТПП Владимир Платонов. Он констатировал, что после развала СССР парламентарии сделали все возможное, чтобы унифицировать законодательство – для этого, в частности, была создана Межпарламентская ассамблея СНГ, успешно работающая и в настоящее время, отметил Платонов, однако, к сожалению, законодательство в постсоветских республиках стало развиваться в разных направлениях. Особую актуальность вопрос приобрел с созданием союза России и Белоруссии, а затем и ЕАЭС. В начале девяностых годов налаженные за многие десятилетия экономические связи бывших республик СССР были разорваны. Но жизнь показала, что ожидания востребованности продукции стран СНГ в «дальнем зарубежье» не оправдались. В лучшем случае экспортным продуктом становилось различное сырье. Это подтолкнуло к объединению.
Жизнь показывает, что для того, что для экономической успешности и серьезной интеграции странам ЕАЭС необходима унификация законодательства, гармонизация норм и стандартов, что является важным направлением работы для Совета Федерации.
Владимир Платонов обратил внимание на две проблемы. Первая – это то, что у российских международных автоперевозчиков количество транспортных средств со сроком эксплуатации 8 лет и более составляет свыше половины общего парка, а грузовики класса Евро-6 практически отсутствуют. Транспортные средства данного экологического класса имеют более высокую стоимость при ввозе на территорию. К тому же в России дважды повышали утилизационный сбор, а в Казахстане и Белоруссии нет таких сборов, поэтому конкурентоспособность российских автоперевозчиков снижается. «То, на чем мы сейчас зарабатываем, собирая эти деньги, не окупится. Мы, наоборот, потеряем еще больше денег оттого, что это направление предпринимательской деятельности в России будет постепенно угасать», – подчеркнул Владимир Платонов. Он напомнил, что перед тем, как принимать законы и вводить какие-то сборы, необходимо внимательно анализировать, к чему это может привести.
Вторая проблема, по которой неоднократно принимались решения со стороны исполнительной власти, – это, по словам докладчика, отсутствие учета и административной ответственности за нарушения водителей, автомобили которых зарегистрированы в других государствах. «Об этом говорилось и на съезде транспортников, и Президент РФ Владимир Путин давал поручение, которое в настоящее время не исполнено. Я считаю, что на информацию от ТПП РФ и других обществ организаций, тесно сотрудничающих с предпринимателями, нужно обязательно реагировать», – считает Владимир Платонов.
«ЕАЭС – это формат, открывающий дополнительные возможности в экономике, – подытожил обсуждение заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов. – Необходимо гармонизировать усиление этого направления, восстановить производственные цепочки, скоординировать поддержку приоритетных проектов в промышленности». По его словам, по итогам «круглого стола» и с учетом мнения коллег из российских регионов будут подготовлены методические рекомендации.
Использованы фотоматериалы официального сайта Совета Федерации http://council.gov.ru/