28 апреля в Московской торгово-промышленной палате состоялось обсуждение проекта закона города Москвы «О внесении изменения в статью 4.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций». В обсуждении приняли участие старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), депутат Мосгордумы Владимир Платонов, председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Мария Багреева, вице-президент МТПП Сурен Варданян, председатель Комиссии Мосгордумы по науке и промышленности Леонид Зюганов, начальник отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по городу Москве Владимир Крутеев, Начальник управления по обеспечению деятельности Штаба по защите бизнеса Анастасия Ларионова, депутат Мосгордумы Александр Милявский, представители бизнес-сообщества.
Старший вице-президент МТПП, депутат Мосгордумы Владимир Платонов, открывая обсуждение, отметил: «В рамках антикризисной программы разработан и внесен в Московскую городскую Думу проект поправок в закон о налоге на имущество организаций. Мы продолжаем внимательно следить за реализацией закона и практикой налогообложения от кадастровой стоимости. Сейчас Правительство предлагает ввести льготу по налогообложению для отдельных помещений – бизнес может внести предложения, которые будут учтены при обсуждении законопроекта в Мосгордуме».
В законопроекте предусматривается 4х-кратное снижение налога на имущество организаций в том случае, если менее 20 процентов площади используется как офисы, объекты торговли, общепита и бытового обслуживания.
Заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Мария Багреева рассказала об основных положениях законопроекта: «Законопроект был подготовлен в рамках реализации антикризисного плана Правительства г. Москвы в ответ на запрос бизнес-сообщества по результатам консультаций с предпринимателями, собственниками объектов недвижимости.
Налогообложение торговой и офисной недвижимости от кадастровой стоимости в городе Москве действует с 2014 года. Изначально под налогообложение от кадастра попадали крупные торговые и офисные центры площадью свыше 5000 кв метров, по одному критерию – вид разрешенного использования земельного участка.
В мае 2014 года мы внесли изменения в московское законодательство и расширили перечень объектов, - заметила Мария Багреева. - Во-первых, мы снизили критерии по площади, а во-вторых, добавили дополнительный критерий – фактическое использование. Вводя эти изменения, мы рассчитывали, что те собственники объектов, которые расположены на профильных земельных участках, но по факту не занимаются торгово-офисной деятельностью, до конца 2014 года приведут вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с тем видом деятельности, который в здании осуществляется. Кто-то из собственников эту работу провел и актуализировал вид использования земельного участка, кто-то пока не успел этого сделать.
В данной связи мы предлагаем в законе г. Москвы по налогу на имущество организаций установить льготу - фактически это снижение налога на имущество в 4 раза для следующих категорий объектов – это объекты, которые включены в перечень налогообложения от кадастровой стоимости по критерию вида разрешенного использования, но в которых по факту меньше 20% площади используются под торговлю и офисы.
Я приведу ряд примеров, почему мы пришли к этому, - сказала Мария Багреева. - Например, это производственные здания, у которых на первом этаже расположен магазин собственной продукции. Мы считаем, что льготами такие объекты могут пользоваться. Попадают в аналогичные категории склады, в том числе и производственных предприятий, гаражные комплексы, в которых предусмотрены объекты бытового и торгового характера. При разработке льготы мы предусмотрели, что она будет действовать в течение пятилетнего периода и будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. В 2015 году льготой смогут воспользоваться те организации, у которых по состоянию на 1 июля 2015 года будет в наличии акт Госинспекции по недвижимости, подтверждающий, что действительно менее 20% площади используется для торгово-офисной деятельности. До 15 июня 2015 предпринимателям важно обратиться в Госинспекцию с просьбой провести проверку. После 1 июля 2015 года также возможно обращение в Госинспекцию, но льготой в этом случае можно будет воспользоваться, начиная с 2016 года.
Мы заинтересованы в том, чтобы как можно большее число в предпринимателей узнали об этой возможности и смогли воспользоваться данной льготой.
С момента, как был обновлен перечень объектов, облагаемых налогом от кадастра, - заметила Мария Багреева, - более 100 организаций обратились в Госинспекцию и уже имеют на руках акт, подтверждающий, что менее 20% площади занято объектами торговли и офисными помещениями.
У Госинспекции сейчас будет особое поручение, и коллеги постараются по всем объектам провести проверки. Сегодня 1687 зданий входят в перечень объектов, облагаемых налогом от кадастровой стоимости, большая часть из них – это торговые и офисные центры, процент объектов со смешанным назначением не очень большой. Госинспекция успеет осуществить проверки в случае своевременного обращения собственников. Поэтому многое зависит от предпринимателей – важно, чтобы они обратились с запросом вовремя».
Мария Багреева также отметила, что для снижения налоговой нагрузки важно рассматривать конкретные объекты, оценивать конкретную величину налога. «Мы открыты для диалога, и данный законопроект – это как раз результат обращения бизнеса. Нам нужна обратная связь, мы ждем информацию от предпринимателей. Власть заинтересована в том, чтобы принимать взвешенные решения», - подчеркнула заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы.
Мария Багреева проинформировала о том, что Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий и нежилых помещений для целей налогообложения, созданная при Департаменте экономической политики и развития города Москвы, принимает обращения собственников по результатам уже проведенных Госинспекцией проверок в случае несогласия с ее результатами. Для этого важно предоставить в Комиссию поэтажные планы с указанием целей использования помещения. Комиссия оперативно рассматривает данные обращения предпринимателей и в случае нарушений назначает повторную проверку Госинспекции, которая проводится на безвозмездной основе.
В рамках обсуждения Владимир Платонов внес предложение о создании специальной рабочей группы для мониторинга практики правоприменения в части налогообложения в рамках антикризисной программы: «Я предлагаю создать постоянно действующую рабочую группу в рамках антикризисной комиссии, в которой бы отдельно рассматривались вопросы применения налогообложения от кадастровой стоимости и по другим налогам, которые существуют».
Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников поддержал это предложение, обратив внимание на то, что законодателю необходимо выдерживать баланс интересов - не снижая помощь социально незащищенным категориям москвичей, оказывать содействие столичному бизнесу, в том числе и в части налоговых послаблений.
В ходе круглого стола член Президиума МТПП, генеральный директор ООО «Международный торговый дом Зеленоград» Сергей Дацко предложил ввести понижающие коэффициенты к ставкам арендной платы на земельные участки для предпринимателей, работающих за пределами ТТК и МКАД, объявить мораторий до 1 января до 2020 г. на обязанность ИП, работающих по упрощенной или патентной системе налогообложения, уплачивать налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Также участники обсуждения внесли предложение учитывать индивидуальные архитектурные особенности зданий и расположение объектов недвижимости при налогообложении.
По словам Сергея Дацко, методика расчета кадастровой стоимости бизнесу непонятна и недоступна. Более того, никто не ожидал кризисных явлений в 2013 году, когда вводился расчет налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость в большинстве случаев превышает рыночную стоимость, при этом часто колеблется. Это заставляет предпринимателей уходить в тень, теряется доверие к власти.
Начальник отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по городу Москве Владимир Крутеев, комментируя выступление, сообщил, что Департамент имущества города Москвы предоставляет расчет стоимости объекта в электронном виде при запросе оценщика, собственника или правообладателя. При этом важно понимать, что Департамент имущества выступает заказчиком работ по оценке, а оценщик выбирается на конкурсной основе. Оценка является массовой, объем работ в Москве огромный. На рассмотрение Комиссии по пересмотру кадастровой стоимости при Росреестре подается огромное количество заявлений - среднем в 40% случаев приняты положительные решения комиссии. При этом, по словам Владимира Крутеева, 18,6% заявлений не принимаются в работу по причине несоответствия требованиям оформления документов (они содержатся в приказе Минэкономразвития РФ в соответствии с законом №135-ФЗ). В 2015 году этот показатель вырос до 22%. Алексей Шапошников предложил МТПП оказать бизнесу поддержку в подготовке и оформлении необходимых документов для рассмотрения комиссией Росреестра.
На величину кадастровой стоимости влияет вид разрешенного использования земельных участков, по словам Марии Багреевой. Если цель использования - торговля и офисы – этот объект будет оцениваться заведомо выше. Если же по факту объект не используется в данных целях, то важен подтверждающий это акт Госинспекции, и кадастровая стоимость будет снижена, что повлияет и на объем налоговой нагрузки.
Комментируя предложение представителей бизнеса о том, чтобы в расчете налоговой нагрузки учитывалось местоположение объекта, Мария Багреева отметила, что критерий расположения заложен в саму методику определения кадастровой стоимости, поэтому дифференцировать ставку налога исходя из положения объекта не планируется.
На вопрос Алексея Шапошникова, почему в законопроекте используется критерий 20% площади, а не большая доля, Мария Багреева пояснила, что торговый или офисный центр квалифицируется как таковой, если более 20 % площади занято под профильную деятельность. Поэтому, если доля ниже, то цель использования может быть изменена и применена предлагаемая льгота.
На вопрос о том, что делать, если изменилось фактическое использование объекта (например, арендатор покинул помещение), Мария Багреева посоветовала собственнику обращаться в Межведомственную комиссию при Департаменте экономической политики и развития города Москвы с заявлением о несогласии с результатами проверки Госинспекцией и просьбой провести повторную проверку.
Также обсуждались другие вопросы методики и практики налогообложения.
Предложения предпринимательского сообщества по проекту закона принимаются до 2 мая 2015 года по эл. адресу