23 сентября на заседании Комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом представители таксомоторного сообщества столицы обсудили наиболее актуальные проблемы отрасли.
Открывая заседание комитета, старший вице-президент МТПП, депутат Мосгордумы Владимир Платонов приветствовал собравшихся: «Мне приятно отметить, что за последнее время в Москве сделано очень многое для развития транспорта. Развивается метрополитен, мы действительно добиваемся, чтобы станции метро были в шаговой доступности. Развивается наземный транспорт – это Третье кольцо, о реализации этого проекта мечтали долгие годы, и сейчас он действует. И мне также приятно, что Москва решила основные проблемы такси. Долго, в течение 10-15 лет решение проблем таксомоторных перевозок откладывалось, и, не получив поддержки федерального законодательства, мы ничего не могли сделать. Теперь же и этот вид транспорта активно развивается. Цифры говорят сами за себя, и я уверен, что такси и дальше будет развиваться, и совершенствоваться при поддержке властей города. И Московская торгово-промышленная палата также играет в этом процессе ведущую роль, консолидируя усилия предпринимателей, поскольку Торгово-промышленная палата является защитником и представителем интересов бизнеса. Мы всегда открыты и готовы к дальнейшему сотрудничеству на благо москвичей и законопослушных предпринимателей».
Утвердив повестку заседания, собравшиеся обсудили первый вопрос – о вступлении в комитет МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Черенкова Валерия Анатольевича, генерального директора «Резидент такси» (ООО «Мульти-Мотор»). В.А. Черенков был единогласно принят в состав Комитета МТПП.
Активную дискуссию вызвала информация начальника отдела развития таксомоторных перевозок Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Никиты Шестопалова о том, что в Департамент транспорта поступило обращение из Московского управления Федеральной антимонопольной службы по запросу депутата Государственной Думы Вячеслава Лысакова о разъяснении правил допуска в городе Москве автомобилей такси на выделенную полосу. В связи с этим Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы обратился к комитету Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом с просьбой предоставить мнение таксомоторного сообщества о том, насколько важно движение транспортных средств такси, получивших разрешение в городе Москве, а также обладающих желтым цветом и желтыми регистрационными знаками, по выделенной полосе. А также о наличии (или отсутствии) проблем в нормативном регулировании на сегодняшний день данной сферы.
«Главным и основным мотивом быть сегодня легальным перевозчиком в городе Москве является допуск на выделенные полосы для маршрутного транспорта», - заявил председатель Комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко - «Именно возможность сокращать время в пути, пользуясь выделенными полосами, стимулирует таксистов перекрашивать автомобили в желтый цвет и выполнять целый ряд требований. В том случае, если будет принято решение о том, чтобы таксистов на выделенные полосы не допускать, то значительная часть таксомоторного рынка уйдет в «тень», что негативно скажется на качестве обслуживания пассажиров и на их безопасности. При этом такси может потерять часть пассажиров (потеряв временное преимущество при передвижении на такси, многие перестанут пользоваться этим видом транспорта), и это вызовет дополнительную нагрузку на дорожно-транспортную сеть города».
Позицию Богдана Коношенко поддержал и Владимир Платонов, который напомнил, что власти Москвы активно пропагандируют использование москвичами общественного транспорта. «Такси во всем мире – это общественный транспорт. Да, чуть дороже, но зато быстрее и все-таки доступно», - уверен старший вице-президент МТПП. Владимир Платонов предложил, во-первых, проанализировать мнение антимонопольного комитета, а во-вторых, законодательно решить вопрос о допуске такси на выделенные полосы. Для чего он попросил профильный комитет МТПП собрать все документы, представить свою позицию по этому вопросу, и подтвердил, что и Московская ТПП, и Мосгордума поддержат представителей таксомоторного сообщества столицы и помогут в разрешении сложившейся ситуации.
Второй вопрос, предложенный для обсуждения представителем Департамента транспорта – это участие профильного Комитета МТПП в праздновании дня московского такси, который будет отмечаться 4 октября. Богдан Коношенко выразил общее мнение собравшихся о том, что таксомоторное сообщество столицы готово участвовать в профильном празднике. При этом, от членов Комитета поступило предложение утвердить профессиональный праздник на законодательном уровне, поскольку формализованный профессиональный праздник позволяет присваивать почётные звания, тем самым поднять социальный статус профессии таксиста. Н.Ю.Шестопалов заверил, что Департаментом транспорта Москвы ведется работа по историческому определению Дня таксиста, и Департамент готовится выйти с предложением в Мосгордуму об утверждении профессионального праздника.
С докладом о проблемах на рынке таксомоторных перевозок Москвы в связи с отсутствием правового статуса диспетчерских служб и компаний, предоставляющих информационные услуги такси, выступил Богдан Коношенко.
В последнее время развернута острая дискуссия о правовом статусе диспетчерских такси и компаний, предоставляющих информационные услуги по заказу такси. Удельный вес собственных заказов таксомоторных компаний и диспетчерских служб на рынке такси снижается, а компании, предоставляющие информационные услуги, начинают занимать доминирующее положение.
В Москве это, прежде всего, Яндекс-такси, Gett-такси, UBER. По средним оценкам, через эти агрегаторы распределяется более 60 процентов из ежемесячно выполняемых в столице трех миллионов заказов такси.
Два - три года назад подача автомобиля такси по заказу занимала более 30 минут, а в часы пик более часа. Сейчас автомобили подаются за 5-7 минут в любую точку Москвы. К примеру, компания Яндекс частично приняла на себя функции линейного контроля, тщательно следит за соблюдением партнерами федерального и регионального законодательства и, что не менее важно, при этом предоставляет возможность работать на рынке такси большому количеству компаний и индивидуальных предпринимателей. Определенные позитивные перемены наметились в работе GETT-такси.
С другой стороны, компании, предоставляющие информационные услуги, стремительно повышают свою экономическую эффективность по сравнению со снижающейся экономической эффективностью компаний и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих реальные услуги такси. С конца прошлого года и до настоящего времени цены на легковые автомобили увеличились более чем на 25 процентов. Процентные ставки по лизинговым платежам возросли до 30 процентов. Другими словами, при использовании кредитных схем стоимость приобретения и содержания автомобиля для работы в такси стала в полтора раза дороже. При этом, учитывая снижение платежеспособности населения, реальные перевозчики пассажиров сдерживают повышение цен за поездки в такси.
Какие видятся выходы из создавшейся ситуации профессиональному сообществу?
Во-первых, это снижение затрат на все процессы производственной и коммерческой деятельности, включая сроки эксплуатации автомобиля; сокращение персонала, выполняющего функции контроля качества; экономия на инновационных продуктах.
Во-вторых - поддержка государственными и региональными органами власти добросовестных участников таксомоторного рынка субсидированием части затрат кредитных ресурсов.
Наконец, в-третьих – ответственное отношение всех участников рынка такси к ценообразованию и недопущение недобросовестной конкуренции в целях получения прибыли.
Первый пункт может предусматривать сокращение только избыточных издержек. Но нельзя допустить снижения качества предоставляемых услуг, работы с персоналом и водителями; ослабления внимания к безопасности пассажиров.
Поэтому я считаю необходимым подключить к решению перечисленных проблем всех, без исключения, участников рынка такси, включая диспетчерские службы такси и компании, предоставляющие информационные услуги заказа такси, - заявил Богдан Коношенко. - Это возможно сделать только при законодательном определении правового статуса выше перечисленных объектов, оказывающих большое влияние на рынок такси. Без преувеличения можно сказать, что нельзя допустить, чтобы получение сверхприбыли несколькими участниками подрывало возможность развития таксомоторных компаний и индивидуальных предпринимателей, несущих все затраты, риски и издержки по оказанию услуг перевозки пассажиров и багажа легковым автомобильным транспортом» - завершил свое выступление председатель Комитета МТПП.
По итогам обсуждения присутствующими было принято решение обобщить все предложения и направить их руководству МТПП, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы для передачи в Московскую городскую Думу и Государственную Думу РФ.