30 ноября в МТПП состоялся брифинг по техническим аспектам применения тахографов в Российской Федерации по теме «Карты тахографа». Брифинг был проведен в рамках запланированной Гильдией логистических операторов МТПП серии мероприятий на тему «Система тахографического контроля в РФ и странах ЕАЭС». Первый круглый стол по данному вопросу был проведен на площадке МТПП 4 июня 2015 г.
Вопрос эффективного применения тахографов в Российской Федерации является в настоящее время одним из наиболее приоритетных направлений повышения безопасности дорожного движения и улучшения социальных условий труда водителей. При этом эффективность внедрения тахографов во многом определяется технической компетентностью участников системы тахографического контроля по всем ее инфраструктурным составляющим, включая тахографы и карты к ним.
В работе брифинга приняли участие эксперты в области производства и применения карт тахографов, в число которых вошли: советник генерального директора ЗАО КБ «Навис» Александр Пилипович, начальник 3 Службы УНПР ФГУП «НТЦ «Атлас» Иван Морарь, заместитель генерального директора ОАО «РусТахонет» Дмитрий Григорьев, член совета Гильдии логистических операторов МТПП, руководитель секции тахографо Алла Петрова, специалист ООО «Мотус» г.Санкт-Петербург Анна Кабалина и др.
Присутствующие на брифинге эксперты обсудили вопросы производства, распространения и применения карт тахографов, отвечающих Европейскому соглашению о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств», Приказу Минтранса России N 36 от 13 февраля 2013 г. (со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ)) применительно к различным моделям тахографов.
Участники брифинга отметили, что транспортные предприятия и водители часто сталкиваются с проблемами получения и применения карт тахографов. В частности, это касается: длительных сроков получения и замены карт; проблем определения необходимой модели карты совместимой с используемым тахографом, разблокировке, утилизации карт; незнания правил их применения и т. п. Особо была выделена проблема оснащения контрольных (надзорных) органов необходимыми моделями карт тахографов, т.к. на практике имеет место использование инспекторами при контроле режимов труда и отдыха водителей карт, которые не соответствуют проверяемым тахографам, что в свою очередь приводит к неправомерному наложению штрафов.
Александр Пилипович рассказал участникам брифинга о картах тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР, подробно представил характеристики карт и правила их применения водителями. Так, в частности, были освещены вопросы использования карт в процессе рабочей смены водителя, при движении с тахографами ЕСТР по территории Российской Федерации. В выступлении была также освещена процедура контроля режимов труда и отдыха в случае, если водитель не работал последовательно 28 дней (период контроля по ЕСТР), т.е. находился в отпуске, на больничном, не осуществлял перевозок по другим причинам. В этом случае водитель помимо карты должен предоставить набор документов, которые подтверждают его деятельность (отдых, болезнь) за контролируемый период. Был рассмотрен ручной ввод данных в тахограф о периодах отдыха, начале работы и пр., позволяющий дополнить информацию, автоматически формируемую тахографом.
Иван Морарь от имени непосредственно изготовителя карт для тахографов с СКЗИ, подробно рассказал о производстве карт, особенностях их распространения и применения, как продукции, содержащей СКЗИ и подпадающей по действие документов ФСБ России. Было отмечено, что все карты с СКЗИ, в отличие от других видов карт, имеют квалифицированную электронную подпись и используются с ПИН-кодами. Иван Морарь отметил, что для восстановления ПИН-кода сегодня не нужно обращаться к изготовителю, это может сделать любой пункт выдачи карт.
В своем выступлении Иван Морарь рассказал также о созданной ФГУП «НТЦ «Атлас» системы распространения карт через дистрибьюторскую сеть, обеспечивающую не только распространение, обслуживание карт, но и техническую поддержку их применения, проинформировал участников брифинга о том, что в настоящее время разрабатывается технический регламент на карты тахографа с СКЗИ, который поможет разрешить большинство проблемных вопросов. ФГУП «НТЦ «Атлас» реализует ряд мер по решению накопившихся проблем, в частности в начале месяца в ФБУ «Росавтотранс» было направлено коллективное письмо от имени участников дистрибьюторской сети, содержащее предложения по совершенствованию выдачи карт тахографа, в том числе, по отмене ходатайства с места работы для получения карты водителя. Так же в начале следующего года, благодаря проводимым ФГУП «НТЦ «Атлас» мероприятиям по совершентованию технологии выпуска карт тахографа, планируется снизить срок выпуска карт тахографа до 10 рабочих дней.
Эксперты отметили, что существующие типы карт для различных тахографов отличаются: внешним видом, сроками использования, применяемыми процедурами оценки соответствия, системой регистрации, процедурами выдачи карт. Так, для карт по ЕСТР применятся оценка соответствия в форме официального утверждения типа, для карт с СКЗИ – сертификат ФСБ России, для карт по техническому регламенту – добровольный сертификат. Карты на оборотной строне маркируются соответствующим знаком, на картах с СКЗИ нанесено голографическое изображение. Несмотря на различия, правила и цель использования всех карт являются едиными.
Иван Морарь внес предложение о том, чтобы производители тахографов наносили на лицевой панели тахографов маркировку, которая бы позволяла четко определить, какой тип карт применим для данного тахографа. Также для повышения квалификации водителей в области пользования тахографом, Иван Морарь предложил внести в программу обучения водителей обязательный курс лекций по пользованию тахографом, а в экзамены на получение водительского удостоверения соответствующей категории ввести обязательный контроль на умение пользоваться тахографом, без успешного прохождения которого не выдавать водительское удостоверение. Умение пользоваться тахографом, должно стать одним из обязательных профессиональных навыков водителя.
Представители организаций, выдающих карты, отметили, что помимо рассмотренных, существует еще целый комплекс проблем, проявляющихся непосредственно при выдаче карт. Например, проблемы с использованием в фамилиях водителей буквы «Ё» – тахографы не принимают карты с такими данными; проблема утилизации карт с СКЗИ. Была отмечена также низкая грамотность водителей в обращении с тахографами и картами.
Александр Пилипович обратил внимание участников брифинга, что остается неразрешенной еще одна важная проблема, которой следует посвятить специальный брифинг - это проблема считывания и расшифровки данных тахографа и карты. Без решения этой проблемы невозможно решить конечную задачу – контроль режимов труда и отдыха водителей.
Участники брифинга обратили внимание на то, что на данном этапе существует практика отказа водителям в трудоустройстве в случае отсутствия у водителя карты тахографа. При этом для карт с СКЗИ для получения карты требуется ходатайства работодателя. Была отмечена также практика удержания карты предприятием в случае увольнения водителя. Эксперты сошлись во мнении, что Минтранс России должен дать разъяснения по применению разработанных им приказов в части получения и использования карт тахографов.
Целью брифинга в наибольшей степени являлось не просто выделение проблем получения и применения карт тахографов, а обсуждение и поиск путей оптимизации реализуемых уже сегодня мероприятий и определение перспективных направлений развития данной сферы.
В этот же день состоялось очередное заседание Совета Гильдии логистических операторов МТПП, в рамках которого обсуждались итоги уходящего года, структура Совета Гильдии, а также перспективные планы.
1. Были подведены предварительные итоги работы за 2015 год. В целом план работ был выполнен.
2. Было принято решение о включении в состав Совета:
- Петровой А.П. (компания ООО”Русавтокарт”)
- Каякиной В.А. (ООО “БЭСТлогистик”)
- Янчевской О.В. (ООО ”РТК логистика”)
3. Рассмотрен проект плана работы на 2016 год
С предложениями выступили: Домнина С.В., Зубаков Г.В.
Было предложено работу Гильдии строить по приоритетным направлениям и для этого создать секции:
- Безопасность грузоперевозок (руководитель Янчевская О.В.)
- Применение тахографов (руководитель Петрова А.П.)
- Авиаперевозки (руководитель Зубаков Г.В.)
- Цифровая логистика
- Экспедирование (руководитель Каякин В.А.)