29 июня в Московской торгово-промышленной палате состоялось очередное заседание Комитета по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом.
С докладом «Анализ условий формирования среднего чека на рынке таксомоторных перевозок: экономические результаты, перспективы» выступил Генеральный директор ГК "КОМАНДИР" Андрей Новиков. Поскольку возглавляемая им компания насчитывает более 2,5 тысяч автомобилей, статистические данные, приведенные в докладе могут, по мнению докладчика, считаться репрезентативными. Отметив, что властями много сделано для лигитимизации рынка таксомоторных перевозок, а также положительную роль агрегаторов, сделавших услуги такси намного более удобными и дешевыми, он высказал мнение, что снижение стоимости среднего чека приводит к росту числа ДТП с участием машин «с зеленым огоньком». Ведь из-за удешевления стоимости одной поездки растет как число поездок, так и рабочее время водителя – ведь для того, чтобы сохранить уровень заработка ему приходится гораздо больше находиться за рулем. Это приводит к эмоциональной и физической усталости и, как следствие, к снижению внимательности и концентрации внимания шофера. Андрей Новиков предложил участникам заседания обсудить полученные данные и поделиться своими соображениями о путях выхода из сложившейся ситуации.
По итогам обсуждения участники заседания отметили, что необходим более многофакторный анализ ситуации: следует учитывать еще и соблюдение водителем режима труда и отдыха, количество совершенных поездок и т.д.
Председатель профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин представил презентацию, в которой обосновал минимальную стоимость 1 км поездки (17 рублей) и себестоимость 1 км пробега такси (8,5 рублей). Между тем, установленные сейчас агрегаторами тарифы приводят к тому, что водители зачастую вынуждены работать по 10 и более часов в день, что сказывается на безопасности перевозок.
Как отметил председатель Комитета Богдан Коношенко, обращения в ФАС по поводу монопольного положения агрегаторов на рынке, что приводит к демпингу, пока не увенчались успехом: в отдельности каждый агрегатор не занимает монопольного положения на рынке. Однако, как заявила заместитель руководителя ФАС РФ по городу Москве Елена Петрусенко, если руководители таксомоторных компаний не предоставят статистику в их ведомство, то сделать ничего не удастся. Если ФАС будет обладать полной информацией, то можно будет рассмотреть вопрос о признании монопольного положение на рынке всех агрегаторов совокупно.
Помимо этого, обсуждались и иные проблемы, связанные с низкими тарифами: неизбежное старение автопарка, необходимость экономить на страховке, фиктивное прохождение медицинского контроля водителями. В целом все это может привести к ухудшению ситуации на рынке такси.
На заседании обсуждался еще ряд актуальных вопросов, в том числе необходимость получать российские права водителям из Белоруси, непомерно высокие штрафы за парковку автомобиля на газоне (юридическое лицо могут наказать на 300 тысяч рублей, хотя автомобиль на газон поставил водитель) и др.
Вице-президент МТПП Роман Дунько поблагодарил участников заседания за цивилизованную дискуссию и заверил, что все обобщенные предложения будут рассмотрены руководством Палаты.
Протокол, подготовленный по итогам заседания, будет направлен как в МТПП, так и в Департамент транспорта Москвы и в другие органы законодательной и исполнительной власти, которые могут повлиять на сложную ситуацию на рынке таксомоторных перевозок.