18 октября состоялось расширенное заседание Комитета МТПП по вопросам образования на тему «Образовательные программы и профессиональные стандарты: пути взаимодействия». Круглый стол был посвящен вопросу сближения рынка труда и сферы образования путем усовершенствования образовательных программ. В рамках мероприятия обсуждался опыт образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования по разработке и апробации образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. Круглый стол модерировала председатель Комитета МТПП по вопросам образования Анастасия Русакова.
Открывая встречу, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов обратил внимание на опыт Франции и Германии, где предприниматели на базе торгово-промышленных палат принимают ключевые решения по стандартам образования.
Председатель Комитета МТПП по вопросам образования Анастасия Русакова отметила, что при разработке образовательных стандартов и программ важен их опережающий характер.
Заместитель руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки, д.п.н., профессор Алла Факторович остановилась на роли профстандартов в системе образовании и их значении для совершенствования образовательных стандартов и образовательных программ.
Алла Факторович отметила, что профстандарты предполагают характеристику квалификаций, которые нужны для выполнения определенного вида работ и определенного вида профессиональной деятельности. Это не характеристика отдельного работника и не должностная инструкция, а описание бизнес-процесса. Косвенно это описание влияет и на требования к подготовке работника, и на требования к работнику.
«Для государства профстандарты - это новый инструмент формирования кадровой политики. Для работодателей – это документ, который позволяет структурировать и четко артикулировать требования к тем или иным квалификациям, востребованным на рынке труда. Для работника – это фактически эталон, к которому он должен стремиться, показатель того, что требуется от работника и возможность понять собственные дефициты. В то же время профстандарты - это защита от чрезмерных требований или претензий, которые не входят в описание квалификации. Однако, самый главный интерессант – система образования. Хорошо известно хрестоматийное противоречие между сферой труда и сферой образования. Исследования констатируют факт неудовлетворенности работодателей качеством выпускников как вузов, так и колледжей, поэтому соотнесенность стандартов необходима», - сказала Алла Факторович.
Сегодня около 30 отраслевых советов осуществляет основную работу по подготовке, валидации и внедрению профстандартов, проводят мониторинг их востребованности. 839 профстандартов уже разработано, что превышает президентский план.
В структуре профстандарта выделяются обобщенные трудовые функции, отдельные трудовые функции, которые потом детализируются на умения, знания и трудовые действия, обеспечивающие выполнение трудовых функций. Фрагментарный подход заменяется системным, что, по словам Аллы Факторович, делает профстандарты достаточно удобным документом для разработки образовательных стандартов и образовательных программ.
В мае 2015 года были внесены серьезные изменения в закон об образовании. Ранее в законе упоминалось, что образовательные стандарты (т.н. ФГОСы) разрабатываются с учетом профстандартов. Сегодня действует более жесткая формулировка о том, что ФГОСы разрабатываются на основании профстандартов в части профессиональной компетенции в том случае, если профстандарты имеются.
«Нынешний дизайн ФГОСов таков, что просто переработать его программы не представляется возможным. Единственный тип программ, который законом учтен и который обязан опираться на профстандарты, это программы дополнительного профессионального образования, в частности, программы профессиональной переподготовки. К основным образовательным программам это не относится, но вузы и учреждения профобразования запускают актуализацию программ. Однако, специфика стандартов такова, что линейного сопряжения ФГОСов и профстандартов не получается», - сказала Алла Факторович.
Эксперт объяснила, что причиной этого является различия в понятийном аппарате – в профстандартах трудовые функции и трудовые действия, в образовательных стандартах - профессиональные компетенции. Также сложно соотносить умения и знания – в профстандартах они есть, а в образовательных стандартах - нет. У стандратов разный жизненный цикл - профстандарты могут регулярно меняться достаточно серьезно, образовательные стандарты должны существовать хотя бы пять лет. Если же изменения будут увязаны напрямую, то тогда система образования рухнет.
Кроме того, профстандарты не всегда корреспондируются с каким-то одним образовательным стандартом. Есть случаи, когда образовательные стандарты обеспечивает несколько профстандартов , или наоборот, один профстандарт работает на несколько образовательных стандартов.
В связи с тем, что это сложная работа, сегодня деятельность по актуализации ФГОСов ведется специально создаваемыми проектными группами при непосредственной поддержке со стороны Нац. совета по проф. квалификациям. Все проекты, обновления, переработки являются предметом общественного обсуждения.
Алла Факторович пояснила, что ФГОСы для высшего образования уже давно стали очень рамочными, перестали использоваться конкретные дидактические единицы, приведены к единообразию универсальные компетенции и т.д. Также унифицированы общие компетенции в профобразовании, появляется рамочность, уходят конкретные наименования дисциплин, наменования профессиональных модулей.
ФГОС не может быть сведен только к профстандартам, по словам Аллы Факторович, потому что обеспечивается профобразование, а не только профессиональная подготовка.
Сегодня образовательная программа формируется в идеале на основании двух источников - часть программы определяется ФГОСом, и эта часть поддерживает образовательный ценз и показывает, чем специалист с высшим образованием отличается от специалиста со средним профобразованием. И есть второй источник – профстандарты, который определяет перечень профессиональных компетенций.
«Но переходником между ФГОСом и образовательными программами в каждой образовательной организации должна быть примерная программа. Если мы делаем ФГОС рамочным и перекладываем ответственность по использованию профстандартов на программу, то должны появиться примерные программы. Но ситуация с разработкой примерных программ очень сильно разнится в высшем образовании и в среднем профобразовании.
«Сегодня есть законодательная норма, согласно которой программы обновляются не реже одного раза в год. Но к сожалению, чаще всего обновляется только титульная страница программы. Если разработан профстандарт, есть основания реально менять программу - такие прецеденты уже нередки», - сказала Алла Факторович.
Бывают случаи, когда в профстандартах указывается необходимость годичного опыта. По договоренности с работодателями годичный опыт обеспечивается за счет системы практик. В случае необходимости опыта свыше 1 года согласно профстандарту образовательная программа этого обеспечить не может - значит, данные трудовые функции будут осваиваться непосредственно на рабочем месте.
Алла Факторович отметила, что разработаны методики перевода профстандартов в образовательные стандарты, причем отдельно для высшего и для среднего профобразования. Также имеется методика использования профстандартов в образовательных программах. Есть незыблемые элементы методики, которые позволяют анализировать элементы профстандартов и образовательных стандартов и сопоставлять их между собой. «Может быть принято решение о расширении тех или иных дисциплин и модулей, если они имеют ключевое значение для определенных трудовых функций или трудовых действий. Может быть принято решений о включении дополнительных дисциплин и модулей, об уточнении перечня знаний и умений, решения могут быть и революционные, и косметические», - сказала Алла Факторович.
Эксперт подчеркнула, что профстандарты бывают различными по качеству, поэтому рабочими группами экспертов ведется скрупулезная работа, чтобы не навредить системе образования.
Проректор по магистратуре и аспирантуре Финансового Университета при правительстве РФ, д.э.н., профессор Екатерина Каменева отметила, что важным инструментом сопряжения профстандартов и образовательных программ является профессионально-общественная аккредитация.
Екатерина Каменева обратила внимание, что Министерством образования и Нац.советом по проф. квалификациям был подписан регламент взаимодействия между рынком труда и сферой образования, который описывает необходимый алгоритм согласований с профессиональным сообществом. Эксперт заметила, что представители работодателей, рынка труда иногда недостаточно хорошо разбираются в том, что такое ФГОС и образовательные программы, что осложняет работу.
Есть профессиональная общественная аккредитация, по словам Екатерины Каменевой, это подтверждение высокого качества образовательной программы именно в части соответствия профстандартам и иным требованиям работодателей. «С одной стороны, это скрупулезная работа, но с другой стороны, профессионалам становится интересно, когда программы анализируются и совершенствуются, так как профстандарты - это источник важной информации», - сказала Екатериан Каменева.
В рамках аккредитации осуществляется очный визит экспертов, обмен мнениями, и по результатам проходит заседание аккредитационного совета. Положение о методике оценки в рамках аккредитации находится в свободном доступе. Аккредитация оценивает только вариативную часть образовательных программ.
Результатом аккредитации является качественное изменение программы, приобретение своеобразного знака качества, стабильности и надежности программы. Повышается конкурентоспособность и востребованность образовательной программы, более того, в результате сопоставление может быть принято решение о необходимости доработки профстандарта.
Участники заседания обсудили также влияние корпоративных и отраслевых профстандартов на программы обучения.
Директор ГБПОУ СПО «Колледж современных технологий» Александр Лунькин отметил, что колледж проводит разработку программ на основе сопряжения с профстандартами. Он остановился на трех проблемах: несоответствие название профессий и специальностей в профстандартах и образовательных стандартах; несоответствие в стандартах структурных единиц; несоответствие содержания профессиональной деятельности.
Александр Лунькин подчеркнул, что работодатель сегодня хочет активно влиять на содержание образовательных программ, а колледжи должны быстро отвечать на запросы рынка труда – именно поэтому активно используются модульные технологии, особенно при реализации программ дополнительного образования. Для адаптации программ важна модернизация материально технической базы, изменения требований к прохождению производственной и преддипломной практики, а также повышение квалификации преподавательского состава.
Директор ГБПОУ «Московский колледж бизнес-технологий» Лариса Аверьянова рассказала о разработке инструкции по применению профессионального стандарта и разработку методов оценки результатов обучения.