4 марта в МТПП состоялся круглый стол «Проблемы саморегулирования. Вопросы и решения». Он прошел в период обсуждения проекта Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, разработанной Минэкономразвития РФ. До 18 марта 2015 г. Минэкономразвития принимает консолидированные предложения и комментарии относительно содержания данной концепции для внесения изменений в закон от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Участие в мероприятии приняли старший вице-президент МТПП Владимир Платонов, Председатель Комитета МТПП по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, председатель Правления НП «РусЭнергоэффективность» Анатолий Комаров, руководители и члены Координационного совета по вопросам взаимодействия с саморегулируемыми организациями в строительном комплексе города Москвы, Совета по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности ТПП РФ, Координационных советов Национальных объединений саморегулируемых организаций по городу Москве, руководители и члены Комитетов МТПП, участвующих в процессах саморегулирования, руководители СРО – члены МТПП.
Мероприятие открыл Председатель Комитета МТПП по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, председатель Правления НП «РусЭнергоэффективность» Анатолий Комаров, который обозначил цели и задачи круглого стола. «В РФ существуют только две общественные структуры, которые законодательно уполномочены координировать деятельность отраслевого предпринимательского сообщества – это, во-первых, ТПП и, во-вторых, саморегулируемые организации. Встреча именно в МТПП позволит нам консолидировать мнения по рассматриваемой концепции о развитии саморегулирования. Министр экономического развития Алексей Улюкаев, представляя концепцию, отметил четыре основных недостатка саморегулирования: низкое качество стандартизации, низкая эффективность контроля СРО над своими членами, отсутствие процедур внесудебного решения споров между членами СРО и их контрагентами, недостаточный государственный контроль за деятельностью самих СРО, в том числе отсутствие правовых рамок для работы национальных объединений. К сожалению, в числе недостатков господин Улюкаев не отметил отсутствие реального государственно-частного партнерства в сфере СРО в решении таких жизненно важных вопросов как защита компенсационных фондов, подключение профильных министерств к вопросам профессиональной подготовки и повышения квалификации и, в том числе, софинансирование этой деятельности», - прокомментировал Анатолий Комаров.
«Я думаю, что резолюция нашего мероприятия поможет зафиксировать профессиональное мнение московского сообщества саморегулируемых организаций и помочь создать эффективный документ, с тем, чтобы СРО могли нормально развиваться», - заключил он.
В рамках круглого стола выступил старший вице-президент МТПП Владимир Платонов, который поддержал мнение Анатолия Комарова о важности совершенствования законодательных основ деятельности саморегулируемых организаций. «Целью я вижу обмен реальным опытом и конкретные предложения по изменению законодательства - в тот период, когда действительно можно повлиять на этот процесс», - отметил Владимир Платонов.
Заместитель председателя Совета по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности ТПП РФ Алексей Каминский выступил на тему "Саморегулирование сегодня и завтра. Как вызовы и угрозы преобразовать в возможности". Среди тенденций развития СРО на данном этапе он выделил стремление определенных правительственных ведомств ограничить количество СРО одной-двумя организациями, с которыми удобно вести диалог, в результате чего в некоторых сферах, как например, аудит, финансовые рынки количество СРО стало сокращаться. Также Алексей Каминский напомнил, что 900 подзаконных нормативных актов были приняты без учета мнения сообщества, что сейчас затрудняет соблюдение декларируемых норм.
Хотя доклад Минэкономразвития об эффективности СРО констатировал, что степень развития сферы саморегулирования в России достаточно низкая, Совет ТПП РФ по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности принял решение о создании рабочей группы по разработке стратегии саморегулирования. К настоящему времени уже проведено 17 заседаний Совета. В процессе работы был подготовлен проект документа «Общегосударственная модель саморегулирования», который обсуждался в рамках состоявшейся 20 ноября 2014 г. международной конференции «Практическое саморегулирование» с участием представителей Минэкономразвития. Именно тогда началось конструктивное сотрудничество – «две линии – властная и профессиональная объединились для решения единых задач», отмечает Алексей Каминский. Ключевым элементом разработанной модели является создание трехуровневой системы с участием национальных объединений СРО по отраслям. Основными функциями национальных объединений призваны стать разработка национальных стандартов деятельности и кодекса этики, представление интересов СРО и их членов в органах государственной власти, подготовка предложений по вопросам государственной политики и совершенствования правового и экономического регулирования, подготовка заключений в рамках оценки регулирующего воздействия проектов НПА, проектов поправок к федеральным законам.
Одним из предложений Совета стало закрепление за отдельным министерством функции определения политики в сфере саморегулирования. Также Совет предложил выбрать одно ведомство, которое сможет отвечать за ведение реестра, контроль и надзор – это сегодня пока не реализовано. Предлагалось также, чтобы в Думе был один комитет, который бы рассматривал все законопроекты по тематике саморегулирования.
Алексей Каминский предостерег - если идея возврата к государственному регулированию все-таки возьмет верх, то тогда профессиональному сообществу придется самостоятельно заниматься восстановлением саморегулирования, и оно по сути оказывается отброшенным на 5-10 лет назад.
Однако, по результатам ноябрьской конференции предложения Совета ТПП РФ были учтены, и концепция Минэкономразвития претерпела серьезные изменения, саморегулирование в новой версии рассматривалось уже как достаточно эффективный инструмент. Более того, был сделан вывод, что введение трехуровневой системы с участием национальных объединений позволит уйти от искусственного сжатия количества игроков. Сейчас важно вовремя внести предложения по изменениям к закону №315-ФЗ, подчеркивает Алексей Каминский, так как уведомление о начале общественного обсуждения уже размещено на сайте Правительства РФ.
Руководитель рабочей группы Совета ТПП РФ по вопросам финансовой политики и налогообложению СРО Мария Воронина рассказала собравшимся об имущественной, профессиональной и репутационной ответственности СРО и членов как инструментах формирования добросовестной конкуренции. Механизм профессиональной ответственности регулирует отношения между бизнесом и потребителем. По словам Марии Ворониной, фактически членство в СРО выступают определенным гарантом репутации компаний, некоторые из которых уже позиционируют его как важное конкурентное преимущество. Фактически СРО призвано давать реальное подкрепленное право на введение в профессию и требует от членов дополнительных профессиональных знаний, таким образом, обеспечивая потребителю гарантию высокого качества, а всему сообществу - добросовестную конкуренцию.
Также в рамках заседания на тему о развитии открытости СРО выступил Глеб Бабинцев, руководитель рабочей группы Совета ТПП РФ по вопросам открытости деятельности СРО. Для обеспечения открытости деятельности СРО и контроля был принят закон №113-ФЗ и приказ №803 от 31.12.2013 года, который регламентирует применение принципов открытости. Согласно статистике пяти независимых аналитических источников за 1,5 года более 80% информационных. ресурсов СРО претерпели изменения к лучшему, хотя лишь около 40% ресурсов в полной мере соответствуют закону. Несоответствие закону не всегда кроется в желании СРО что-либо сокрыть или фальсифицировать, как пояснил Глеб Бабинцев, чаще всего – это неоднозначное понимание СРО требований закона, а надзорными органами своих требований. Эксперт выделил две основные проблемы, с которыми необходимо работать – во-первых, в закон №315-ФЗ нужно ввести нормы однозначного толкования размытых понятий, например, понятия «сведения». Также важно ввести обоснованные технологические требования в приказе №803, поскольку некоторые из них объективно не администрируемы и слишком усложнены. Глеб Бабинцев обращает внимание на то, что в законе необходимо четче регламентировать понятие проверки и информации, раскрываемой при проверке. На данном этапе публикуется только дата, и указывается сам факт проверки – не понятна причина проверки, никто не обязан раскрывать подробности применяемой санкции. Также он предложил ввести и регламентировать применение СРО «реестра проверок» и «реестра обращений». Важно определить формат раскрытия информации по работе с обращениями, потому что самый главный предмет СРО – это работа с потребителями, регулирование отношений между поставщиками и потребителями, поэтому потребителя нужно водить в ядро раскрытия информации, резюмировал Глеб Бабинцев.
Константин Апрелев, сопредседатель Совета по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности ТПП РФ, выступил с докладом на тему "Саморегулирование по сути. Мифы и реальность", еще раз представив работу Совета, призвав к более ответственному подходу к возможности высказать свои мнения и предложения. Идея создания Совета заключалась в том, чтобы – консолидировать все отрасли, где существует добровольное или обязательное саморегулирование, и создать единый пласт стандартов, которые можно будет использовать для развития саморегулирования в любой сфере.
Константин Апрелев напомнил слова Президента РФ о том, что государство заинтересовано в передаче части функций, регулирующих предпринимательскую деятельность, профессиональному сообществу. В то же время, по словам Константина Апрелева, многие СРО лишь на бумаге декларировали свою готовность разрабатывать стандарты, системы контроля, требования к профессионалам, но фактически они оказались наделенными широким функционалом заочно, при этом не создав эффективной системы контроля управления СРО. Принятый в спешке закон не обеспечивал преемственности ранее сформированных организаций (например, союз архитекторов), у них не было возможности встроиться в новую систему.
Эксперт вновь обратился к ключевым функциям системы саморегулирования – отраслевое нормотворчество, обеспечение исполнения норм, разрешение спорных ситуаций, информирование и обеспечение обратной связи. В качестве отличительных черт этапа саморегулирования Константин Апрелев обозначил самоорганизацию, самоидентификацию, самоуправление и саморазвитие.
Он подчеркнул, что важна ротация управленческих кадров СРО, а также качественная и эффективная лоббисткая деятельность – конечно, не в смысле лоббирования интересов отдельных компаний или группы компаний, а представление интересов всего отраслевого профессионального сообщества, особенно в процессе оптимизации законодательства. В заключение Константин Апрелев подчеркнул, что при правильной реализации контроля и при условии эффективного мониторинга законодательства можно говорить о серьезной будущей роли саморегулирования в сфере государственной деятельности.
О деятельности СРО в строительной области рассказал Николай Маркин, вице-президент Национального объединения строителей по городу Москве. Он проинформировал о том, что СРО уже сегодня выстраивают четкую управленческую структуру, обеспечивают качественное наполнение сайтов. При этом иногда применение важных инструментов – как например, формы реестра членов - не могут быть оперативно согласованы с контрольно-надзорными органами. Немаловажным вопросом остается тема страхования. «В сфере строительства важно сохранить саморегулирование, которое помогает обеспечить обучение, формулировку рекомендаций, информирование об изменениях регулирования. Надо заниматься людьми – это могут только СРО», - заключил Николай Маркин.
Исполнительный директор НП СРО МГУ «ЖКХ» Вера Москвина, представила те проблемы, с которыми столкнулась добровольно образованная СРО в сфере ЖКХ. Среди них она отметила несоизмеримо высокие компенсационные взносы, которые указаны в законе, и которые не могут понести управляющие компании. Вера Москвина затронула тему лицензирования в сфере управления недвижимостью, которая, с ее точки зрения, не окажет положительного воздействия ни на развитие конкуренции, ни на качество услуг. Тем не менее, эксперт уверена, что СРО сохранится, так как саморегулирование - это разумный, эволюционный путь развития для профессионального сообщества.
Николай Быканов, президент СРО «Промспорт», руководитель Рабочей группы ТПП РФ выступил на тему «Саморегулирование в промышленности». Как он подчеркнул, для организации саморегулирования в промышленном производстве нужно срочно решить два главных вопроса в рамках уже существующей концепции закона 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Первая задача - уточнить предмет саморегулирования, указанный в законе 315-ФЗ, для этого в пункт 1 статьи 2 нужно внести изменение: «Предметом саморегулирования являются отношения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, объединенных в саморегулируемые организации, с потребителями продукции, работ или услуг». Процесс производства не может быть предметом саморегулирования, так как является коммерческой тайной, где формируются рыночные преимущества. Существующая в законе 315-ФЗ формулировка предмета саморегулирования звучит так: предметом саморегулирования является деятельность членов саморегулируемых организаций. Такая формулировка настораживает производителей, которые боятся, что правление СРО будет вмешиваться в процесс производства и нарушать их коммерческую тайну.
Вторая задача - создать стимул производственникам для вступления в СРО, для этого в законе ФЗ-315 необходимо ввести новую статью - статью 25: «Продукция, работы или услуги предприятия - члена саморегулируемой организации, предъявившего свидетельство СРО о гарантии возмещения потребителю нанесения ущерба, имеют приоритет при конкурентной форме отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ для государственных и муниципальных нужд». Доходы производственным предпринимателям достаются с гораздо большими издержками, чем в других сферах предпринимательской деятельности, поэтому производственники не согласны тратить средства на содержание организаций, не приносящих преференции. Преимущество при участии в госзаказе может стать такой преференцией. Также участники обсудили другие проблемы саморегулирования в промышленности.
Члены Комитета и все заинтересованные СРО смогут направить свои предложения и комментарии относительно содержания концепции для внесения изменений в закон от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" в Комитет по адресу –