17 июня в МТПП состоялся круглый стол «Пути решения проблем конвергенции в образовании: методы, технологии, результаты», организованный Комитетом по вопросам образования МТПП. Целью мероприятия стало расширение потенциала международного сотрудничества научных организаций, инновационных предприятий, высших учебных заведений и профессиональных образовательных организаций через распространение лучших практик подготовки кадров для конвергентного производства.
Участники круглого стола ставили задачи изучить и проанализировать международный опыт реализации программ конвергенции науки, технологии, производства и образования, разработать механизм трансляции передового международного и отечественного опыта по реализации образовательных программ в системе конвергентного образования, подготовить предложения по формированию нормативно-правовой, методической, кадровой и материально-технической базы для реализации программ конвергенции в образовании.
Открыл мероприятие директор Департамента по работе с членами МТПП и поддержке предпринимательства Иван Киреев – он представил возможности МТПП по поддержке бизнеса. Модератор круглого стола, заместитель председателя комитета по вопросам образования МТПП Анастасия Русакова отметила, что формирование требований к государственным стандартам профессионального образования осуществляется на основе соответствующих профстандартов, в разработке которых комитет активно участвует. Пока экспертное сообщество отмечает, что в целом профстандарты оказались не очень применимы для работодателей, и процесс отладки использования системы стандартов еще предстоит. Однако, тренд, заявленный руководством страны, на необходимость сближения образовательных программ с работодателями, сохраняется. В этом смысле, как подчеркнула Анастасия Русакова, площадка МТПП очень актуальна. Более того, в ближайшее время согласно новому законодательству должны возникнуть центры оценки квалификаций, одним из которых может выступить МТПП.
Старший методист Московского государственного техникума технологий и права Михаил Бубнов сообщил, что на базе техникума создан целый образовательный комплекс, который имеет колоссальные возможности. Эксперт обратил внимание на то, что сегодня 40% компаний, производящих программное обеспечение, находятся в России - им нужны техники, которые могут отлаживать механизмы, программировать, знают английский язык. В связи с этим нужно перестраивать учебные планы, методологию и сам процесс обучения. Более того, у студентов важно воспитывать четкие трудовые установки, которые сегодня у молодежи практически отсутствуют.
На базе техникума, который тесно сотрудничает с Союзом машиностроителей России, был разработан рамочный профессиональный стандарт компетенций, который позволяет соотносить образовательную программу и требования работодателей к выпускникам, в том числе, и с точки зрения продолжительности обучения. Образовательная вертикаль была продлена в школу - на базе одной из московских школ было сформировано 10 политехнических классов.
Как сообщил Михаил Бубнов, техникуму от бизнеса поступают полезные предложения – например, московскими компаниями был сформулирован запрос на объединение востребованных специальностей "фармация" и "химия" в рамках одного курса, так как именно эти компетенции затребованы сейчас московскими предприятиями. Михаил Бубнов отметил также, что для достижения большей приближенности к практике важно, чтобы на кафедрах работали представители работодателей, и студенты могли обучаться напрямую у специалистов.
Директор по производству компании «Маппер» (резидент технополиса «Москва», полупроводниковые технологии) Денис Шамирян сообщил о том, что компания испытывала большие трудности с поиском квалифицированных специалистов рабочего уровня. Он отметил, что инженерные кадры в Москве есть в достатке, однако хорошие профспециалисты практически отсутствуют. Выпускники колледжей не знают, что такое контроль качества, не умеют эксплуатировать новые автоматические системы, не следуют инструкции. Денис Шамирян сообщил, что уже сейчас на базе колледжа технологий и права создается отдельная кафедра, которая позволит специалистам-практикам обучать студентов. Один из студентов уже проходит производственную практику в компании.
Менеджер инновационных проектов Московской школы конфликтологии Сергей Квитко отметил, что очень важна популяризация рабочих специальностей – например, путем организации колледжами регулярных экскурсий на московские промышленные и высокотехнологичные предприятия.
Руководитель проектов компании «Сименс» Денис Бахаев представил возможности передачи методических наработок по обучению студентов управлению станков с ЧПУ нового поколения. Он подчеркнул, что уровень выпускников в Германии очень высокий по сравнению с российскими учебными заведениями. «Сименс» предлагает средним учебным заведениям сотрудничество с техническими прикладными центрами компании (Technical Application Centers), которые разработали методологию преподавания навыков работы с современными ЧПУ (переведена на русский язык). Учебному заведению может быть присвоен статус Сименс-партнера. В программах компании «Сименс» уже участвуют вузы Санкт-Петербурга и Томска. Директор техникума технологий и права Игорь Артемьев предложил компании «Сименс» сообщить, какие именно российские предприятия закупают это оборудование, чтобы выстроить с ними взаимодействие по обучению и практике студентов.
Эксперты сошлись во мнении, что опыт колледжей по разработке рамочных образовательных стандартов для конкретных специальностей необходимо широко тиражировать и применять как в Москве, так и в российских регионах.
Презентации участников:
Siemens Training Solutions
Simens Cooperation Solutions For Education