23 мая в конференц-зале Московской торгово-промышленной палаты прошло расширенное заседание Комитета МТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ.
Открыл заседание председатель Комитета Валерий Семенов.
«В настоящее время продолжается реформирование жилищного и коммунального комплекса Российской Федерации. Произошли прогрессивные структурные изменения практически во всех секторах отрасли ЖКХ. Поворотным моментом для страны стало принятие в 2004 году Жилищного Кодекса РФ, благодаря которому в отрасли возникли новые правовые отношения, появилась конкуренция, что дало толчок для повышения качества, эффективности и безопасности предоставления жилищного и коммунальных услуг. И сегодня главная тема уже не в предоставлении жилищно-коммунальных услуг населению, а в их цене качестве и цене, - отметил он. - Пройден немалый путь преобразований, которые значительно усовершенствовали систему управления и обслуживания многоквартирных домов в звене: собственник – управляющая организация – государство. Следует отметить, что важным аспектом перехода на новую систему управления многоквартирными домами стало формирование рыночных отношений. Предприниматели фактически с «нуля» создавали производственные базы, закупали материалы, транспорт и оборудование, формировали кадровую политику, в корне меняя психологию и отношение к профессии рабочих и ИТР. Все это, и главное, добросовестный и ежедневный труд миллионов работников практически вновь созданного и важнейшего звена экономики, позволили отрасли «встать с колен» и перейти к этапу построения высококачественной и эффективной системы предоставления жилищно-коммунальных услуг населению РФ».
По словам Валерия Семенова, одним из важных направлений реформирования сферы управления недвижимостью является добровольная система саморегулирования как один из элементов гражданского общества, которая позволяет участникам рынка самим контролировать и регулировать отношения, снимая эту нагрузку с государства.
«Не вызывает сомнений, что реформирование, целью которого является создание цивилизованного рынка, необходимо продолжать. Вместе с тем, сложившаяся в настоящее время система управления многоквартирными домами демонстрирует наличие серьезных проблем, - продолжил председатель Комитета. - Непоследовательность решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, недоработки в законодательной и нормативной базе, регулирующей данную сферу, несбалансированность прав и обязанностей всех субъектов правоотношений в сфере ЖКХ ведет к очередному витку кризиса в отрасли. Последствия этого кризиса негативно влияют как на управляющие и ресурсоснабжающие организации, так и на собственников жилья. В силу этих причин многие управляющие организации находятся в состоянии близком к банкротству, имеют долги по оплате коммунальных ресурсов. Кроме того, органы исполнительной власти зачастую необоснованно вмешиваются в процессы управления, что мешает эффективно защищать права и законные интересы управляющих компаний. Вина за значительную часть недостатков управления МКД необоснованно возлагается на управляющие организации, каждая из которых сама по себе не имеет возможностей для эффективной защиты своих законных интересов в федеральных органах законодательной и исполнительной власти, где формируется действующее законодательство. Следует иметь в виду, что рост нарушений управляющих организаций связан не только с недобросовестным выполнением ими своих обязательств, но и с состоянием жилищного фонда, износ которого растет быстрее, нежели растут расходы на его содержание. При этом продолжается рост финансовой нагрузки на управляющие компании. Сегодня на них осуществляется колоссальное давление со стороны надзорных органов государственной и муниципальной власти. В первую очередь, это огромное количество проверок, существенные штрафы, исчисляемые миллионами рублей. Эти затраты влекут за собой повышение тарифов на услуги управляющих организаций, а в случае искусственного сдерживания роста тарифов приводят к снижению качества и объема выполняемых работ. Одной из причин, по которым на управляющие организации регулярно накладываются штрафы, является избыточность требований нормативных документов, не учитывающих реальную ситуацию в отрасли.
Все это блокирует у профессионального сообщества инициативу и желание вкладывать частные инвестиции в бизнес, который пока обременен высокими рисками, что в конечном итоге тормозит процессы полного восстановления и модернизации жилищного фонда и инфраструктуры отрасли в целом.
Но самое главное, несмотря на то, что подавляющее большинство управляющих организаций фактически являются субъектами малого и среднего бизнеса, оказывающими населению целый комплекс услуг, они не имеют возможности пользоваться льготами и преференциями, а также участвовать в программах государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Для того, чтобы совместно решать накопившиеся проблемы и был создан Комитет МТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ».
Валерий Семенов рассказал, что буквально вчера, 22 мая, члены Комитета приняли участие в расширенном заседании рабочей группы по доработке проекта федерального закона №448902-6 «О внесении в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами) под руководством председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской. На данном заседании были предложены изменения и дополнения, которые должны существенно облегчить работу управляющих организаций.
Руководитель ООО «Правовые и управленческие решения» Галина Кирьянова заострила внимание участников заседания на конкретных проблемах, с которыми сталкиваются управляющие компании.
«Наша практическая деятельность сегодня весьма далека от тех законодательных и нормативных актов, которые принимаются на федеральном и муниципальном уровне. То, что происходит в действительности, сильно отличается от действующего законодательства. Наиболее острый вопрос – организация расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Нас всех принуждают работать через транзитный счет. Таким образом, управляющие компании отсекаются от оплаты им за предоставление работ и услуг. Второе – это субсидии, которые предоставляются москвичам по социальному принципу за содержание и текущий ремонт. Однако Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы предъявляет дополнительные требования к управляющим компаниям по перечислению данных средств. Немаловажно и то, что во всех законодательных актах мы фигурируем, как исполнитель коммунальной услуги. При этом утверждаются тарифы на коммунальные услуги, которые являются ценой коммунального ресурса. Мы как получаем данный тариф, так и отдаем. Тем не менее, мы проводим работы, а цены за услуги управляющих компаний не сформированы».
Заслуженный строитель России, член-корреспондент Академии коммунального хозяйства Татьяна Подберецкая обратила внимание участников заседания на то, что «у нас сегодня идут разногласия между договорами управления, которые мы заключаем по Жилищному Кодексу и договорами с поставщиками ресурсов. Чтобы не было путаницы необходимо привязывать договора к конкретному дому».
Также на заседании выступили член рабочей группы общественного контроля Комиссии по развитию ЖКХ Общественной палаты города Москвы Надежда Комст, исполнительный директор НП СРО «МГУ ЖКХ» Вера Москвина и другие.
По итогам заседания Комитета МТПП была принята резолюция, которая будет направлена в законодательные и исполнительные органы власти.