Тематические консультации освещают три аспекта товарного знака как юридической категории - понятие, охрана и защита. Без понимания этих базовых положений невозможно эффективно использовать товарный знак как инструмент для извлечения прибыли и защищать свою продукцию от недобросовестных конкурентов, контрафакта и иных нарушений права на товарный знак.
Товарный знак – это один из самых ценных активов компании, сообщил Старший партнер юридической фирмы «Городисский и Партнеры» Сергей Дудушкин. Так, например, 57% стоимости компании Ferrari приходится на ее товарный знак. Было отмечено, что наибольшее значение товарный знак имеет в сегменте товаров роскоши. Самыми дорогими брендами в мире являются Apple, Samsung, Google, Microsoft, при этом положение отдельных брендов в эпоху информационного прорыва меняется – так, компания Coca-Cola лишилась многолетнего лидерства. Среди самых дорогих российских брендов числятся Сбербанк, Газпром, Магнит, МТС.
Специалисты юридической фирмы «Городисский и Партнеры» отметили, что срок процедуры регистрации товарного знака в России составляет 18,5 месяцев, поэтому запуск этой процедуры необходимо инициировать заблаговременно, до начала вывода нового товара на рынок. Работа по регистрации товарного знака начинается с поиска подобных товарных знаков в базе данных Роспатента во избежание совпадений
Татьяна Погребинская (к.ю.н., Патентный поверенный РФ, Советник) отметила, что товарный знак выполняет основную функцию – индивидуализация товара (способность выделять товар одного производителя от однородных товаров конкурентов), а также такие важные функции, как отличительную (идентификация товара), гарантийную (гарантия качества), рекламную, охранительную (защита прав) и регулятивную (упорядочение выпуска и сбыта товаров). Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными и другими обозначениями или их комбинациями (комбинированные товарные знаки). В числе других обозначений, так называемых «нетрадиционных знаков», в качестве примеров можно назвать цветовые знаки (всем известный розовый цвет продукции Vanish), звуковые (мелодия компании Nokia), сенсорными и изменяющимися (заставка киностудии «Мосфильм).
К.ю.н., Патентный поверенный РФ, Советник Наталия Радченко отметила, что запрет на регистрацию товарного знака может возникнуть в том случае, если используется наименование товара, вошедшего во всеобщее употребление, либо используются общепринятые символы и термины, в том числе аббревиатуры. Также существует запрет на регистрацию обозначений, представляющих собой форму товара, которая определяется исключительно или главным образом свойством или назначением товаров. Особое внимание было уделено вопросу о последствиях неиспользования товарного знака – так при неиспользовании товарного знака непрерывно в течение 3 лет с даты его регистрации (или до даты подачи соответствующего иска в суд) возможно досрочное прекращение правой охраны товарного знака. Эксперт также отметила, что коммерциализация товарного знака возможна путем распоряжения исключительным правом на товарный знак (может быть заключен договор об отчуждении, лицензионный договор, договор коммерческой концессии, договор о залоге).
Патентный поверенный РФ, Партнер, Руководитель юридической практики юридической фирмы «Городисский и партнеры» Владимир Бирюлин осветил способы защиты исключительного права на товарный знак с приведением примеров из практики.
Серия тематических консультаций, посвященных, в частности, вопросам правовых и налоговых аспектов ведения бизнеса в Интернете и проблемам конкуренции, продолжится.