28 июля в рамках 6-го Гастрономического фестиваля Taste of Moscow в Лужниках состоялась панельная дискуссия, посвященная направлениям и перспективам развития ресторанного бизнеса в Москве.
Фестиваль Taste of Moscow – международный фестиваль лучших ресторанов, который проходит во многих городах мира. Московская торгово-промышленная палата выступила партнером фестиваля, организовав четырехдневный курс Mini MBA в рамках деловой программы. Кроме того, МТПП курировала собственный павильон, где были представлены как проекты Палаты - «Бизнес-маркет» и конкурс «Московское качество», так и продукция партнеров и членов МТПП. В рамках панельной дискуссии состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Московской торгово-промышленной палатой и ГБУ «Малый бизнес Москвы».
Президент МТПП Владимир Платонов отметил: «Рынок сделал свое дело - сейчас ресторанный бизнес развивается очень интенсивными темпами. Вклад малого бизнеса, который в основном представлен в ресторанном сегменте, уже сегодня в Москве составляет 26%. Должно быть вкусно и интересно – тогда приток посетителей в московские рестораны гарантирован», - отметил Владимир Платонов.
Генеральный директор ГБУ «Малый бизнес Москвы» Андрей Железняков заявил, что соглашения имеют смысл тогда, когда предприниматели видят реальные плоды совместной работы. «Мы плотно работаем с Московской торгово-промышленной палатой уже давно, и сегодняшнее подписание - констатация факта реально действующей ежедневной совместной работы», - отметил он. «ГБУ «Малый бизнес Москвы» предлагает консультационно-информационную поддержку, обучающие мероприятия, возможность размещения в коворкингах. Даже сегодня в рамках фестиваля действует летний выездной «Центр услуг для бизнеса», где предпринимателям смогут многое рассказать о возможных форматах поддержки», - сказал Андрей Железняков. Он сообщил, что разработаны онлайн-курсы, посвященные старту бизнеса именно в ресторанном сегменте, запущены семинары по использованию франшизы для открытия ресторанного бизнеса. Для предпринимателей действует информационный сервис по подбору помещений, благодаря которому в течение суток согласно определенным критериям могут подобрать наиболее подходящие площадки для аренды.
Заместитель руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы Александр Иванов проинформировал о том, что в Москве работают более 10 тысяч предприятий общественного питания. Этим летом в столице было открыто более 2800 летних кафе. «Город задал определенные временные рамки – открытие летней веранды возможно сейчас в короткие сроки, при этом разрешение можно получить единоразово, подав определенный пакет документов в одно окно», - сообщил чиновник. За последние полгода в сегменте общественного питания в Москве было открыто более 400 предприятий, что создает дополнительные рабочие места. «Кроме того, ресторанный бизнес тесно взаимосвязан со смежными отраслями – это транспорт и логистика, аграрный сектор, клининг – таким образом, появляется стимул для развития целого комплекса секторов экономики», - сказал Александр Иванов.
Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров отметил, что в Москве мэром Москвы Сергеем Собяниным сделано очень многое. «Вдруг начали слушать бизнес, появилась четкая концепция развития ресторанного сектора. Мэр Москвы регулярно встречается с крупнейшими ресторараторами, уже состоялось семь подобных встреч. И мы можем сказать, что наш голос услышан», - отметил Игорь Бухаров. При этом он подчеркнул, что советское законодательство до сих пор оказывает влияние на условия ведения бизнеса, фактически правила и санитарные нормы не пересматривались с того времени. Сейчас законодательство ужесточается и требований становится все больше. «В то время как сокращается количество проверок Роспотребнадзора, растет число проверок Минтруда. В связи с тем, что недобросовестные собственники не смогли обеспечить пожарную безопасность на своих объектах, ужесточается контроль и со стороны органов контроля противопожарной безопасности», - подчеркнул бизнесмен. Он отметил также, что для рестораторов интересно работать на территории парков и зон отдыха москвичей, но пока открыть бизнес там очень сложно. А проведение фестивалей в отдаленных от центра районах может стимулировать притяжение посетителей в кафе и рестораны. Игорь Бухаров сообщил, что он является общественным омбудсменом в сфере гостеприимства в аппарате омбудсмена Бориса Титова и готов принимать обращения предпринимателей для рассмотрения и поиска решений.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров по вопросам развития региональных продуктов и импортозамещения Владимир Баканов отметил, что стритфуд является самым большим работодателем в мире. «Но для того, чтобы одна точка приносила прибыль, она должна принять заказы от не менее, чем 400 – 450 клиентов в день, поэтому мы рекомендуем подход «Одна точка – одно блюдо», - сказал он.
Д.э.н., профессор кафедры «Национальная экономика» РАНХиГС, эксперт FIFA Марал Чарыева сообщила, что, по официальной информации Правительства Москвы, Москва заработала в рамках Чемпионата мира по футболу 13,2 млрд рублей. Всего по России доход от Чемпионата мира составил 850 млрд. рублей. Россию посетили 5,7 млн болельщиков, половина из них представляли страны дальнего зарубежья. «Тем не менее есть большой потенциал для развития ресторанной инфраструктуры, так как многие болельщики захотят вернуться в Москву с семьями и друзьями. Важна навигация на двух языках и двуязычное меню, хорошее владение английским языком у персонала, а также четкая и продуманная система снабжения. Мы могли заработать больше, если бы вовремя позаботились о сокращении позиций меню и обеспечении запаса продуктов», - отметила эксперт FIFA Марал Чарыева. «Москва должна стать лидером по уровню развития ресторанной индустрии, чтобы ее опыт могли изучать другие города, и все ресурсы у нас для этого есть», - отметила экстперт. Она также подчеркнула, что уровень контроля качества в рамках Чемпионата мира в России был беспрецедентно высоким.
По окончании панельной дискуссии участники осмотрели павильоны фестиваля, в том числе павильон Израиля.