6 марта состоялось заседание Комитета МТПП по конкурентной политике и государственно-частному партнерству под председательством руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадия Дёгтева. Красной нитью через все вопросы, рассмотренные на заседании, проходила тема укрепления доверия между бизнесом и властью.
Ректор МГУУ Правительства Москвы Андрей Марголин представил доклад о возможности применения контрактов жизненного цикла и оценке их эффективности (презентация).
«Приоритетными сферами применения контрактов жизненного цикла, - по словам Андрея Марголина, - являются те сферы, в которых не предполагается оплата капитальных и эксплуатационных расходов конечным потребителем работы или услуги. Это объекты общественного сектора, социальное жилье, автомобильные дороги общего пользования. Между тем это не исключает возможности их применения при строительстве платных автодорог, приобретении вагонов метро и многих других».
Андрей Марголин особо отметил, что «применение контрактов жизненного цикла важно для развития доверия между государством и частным бизнесом. Мы недооцениваем возможности государственно-частного партнерства. Обычно эта тема обсуждается в контексте эффективности проектов для государства и частного партнера и все. Между тем история успеха критической массы проектов, реализуемых по модели ГЧП в других странах, восстанавливает доверие между государством, бизнесом и гражданским обществом, формирует благоприятный инвестиционный климат, понижает процентные ставки и дает другие положительные эффекты».
По мнению Андрея Марголина, применение контрактов жизненного цикла дает целый ряд преимуществ и для государства и для бизнеса. «Государство при использовании КЖЦ способно снизить риски некачественного проектирования, оговорить контрактом качество работы или услуги, с учетом которого и производится оплата. В отличие от традиционных контрактов, когда мы проводим аукцион и решаем вопрос по минимуму цены, здесь поставщик несет ответственность на всех стадиях жизненного цикла. Сегодня если некий бизнес заинтересован в конкретной закупке, то он может предложить демпинговую цену, выиграть конкурс, но о том, когда и какие риски возникнут при эксплуатации, голова у него не болит. Таким образом, расходы бюджета на эксплуатацию объекта, который являлся предметом торгов, становятся непредсказуемыми. При применении контрактов жизненного цикла такие риски отсутствуют.
Что касается частных партнеров, то для них сама возможность получения длинного контракта очень привлекательна. КЖЦ формирует историю успеха конкретного предприятия, открывает ему двери при реализации других проектов. Очень важна гарантия государства по платежам в рамках контракта, что позволяет привлекать финансирование на выгодных условиях. Потому что, когда банки участвуют в финансировании неких проектов, то они учитывают премию за риск, а в данном случае рисковая премия уменьшается в разы, а условия финансирования становятся более привлекательными. Но самое главное, работа по контрактам жизненного цикла ломает у бизнеса психологию временщика, когда его целью является краткосрочная прибыль.
Еще один важный момент – применение КЖЦ является хорошим механизмом для снижения риска демпинга. Разрешенного на сегодня падения по цене до 25 процентов достаточно, чтобы на стадии эксплуатации понести затраты, которые будут намного больше экономии, полученной на стадии закупки».
Также Андрей Марголин озвучил предложения для развития практики применения контрактов жизненного цикла: «Министерство экономического развития разработало Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В них есть пункт 8.2, который достаточно аморфно определяет критерии контракта жизненного цикла. Изложено простое перечисление всех затрат, возникающих внутри такого контракта. Но о том, каким образом их суммировать – не поясняется. Это позволяет говорить о том, что данный критерий пока носит рамочный характер и слабо пригоден для практического применения. Необходимы изменения и дополнения в действующее законодательство. В том числе, также разработка и утверждение методических рекомендаций по оценке эффективности применения контрактов жизненного цикла в различных сферах экономики».
Заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Василий Жуков проинформировал о плане работы Общественного совета по развитию конкуренции в городе Москве. В числе обсуждаемых вопросов – разработка дополнительных рекомендаций и механизмов по развитию конкуренции, снижению коррупционных рисков, внедрению системы контроля объема закупок инновационной продукции, применению контрактов жизненного цикла, привлечению субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в сферу закупок и другие.
«Особое внимание будет уделено улучшению взаимодействию между бизнесом, властью и обществом в рамках Общественного Совета», - подчеркнул Василий Жуков.
Вице-президент Московской ТПП Сергей Шмаков рассказал о Реестре надежных партнеров ТПП РФ (презентация). «Методика для проведения финансового анализа респондентов и определения их надежности, дающая комплексную характеристику состояния и перспектив предприятия была разработана ТПП РФ. Если компания удовлетворяет всем требованиям, то она включается в Реестр надежных партнеров. Для организации взаимодействия по ведению Реестра в Москве МТПП и ТПП РФ заключили соответствующее Соглашение».
Сергей Шмаков высказал предложение: учитывать наличие Свидетельства о внесении предприятия в негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей при оценке добросовестности поставщика.
Председатель Комитета, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев: «Мы готовы рассмотреть предложение Московской ТПП и учитывать наличие Свидетельства о включении в Реестр надежных партнеров при оценке деловой репутации участника закупок, но нужно определиться с механизмами данного процесса».
Также Геннадий Дёгтев представил информацию об участии Правительства Москвы в выставке-форуме «Госзаказ-2014»: «В рамках деловой программы Форума в первый день намечено провести встречу мэра Москвы Сергея Собянина с бизнесом, который представит проекты, реализуемые в рамках городского заказа. А на второй день намечена встреча Натальи Сергуниной и представителей экономического комплекса столицы с инвесторами».
Геннадий Дёгтев предложил руководителям Московской ТПП и членам Палаты принять участие в данных мероприятиях.
Фотогалерея
Ректор МГУУ Правительства Москвы Андрей Марголин представил доклад о возможности применения контрактов жизненного цикла и оценке их эффективности (презентация).
«Приоритетными сферами применения контрактов жизненного цикла, - по словам Андрея Марголина, - являются те сферы, в которых не предполагается оплата капитальных и эксплуатационных расходов конечным потребителем работы или услуги. Это объекты общественного сектора, социальное жилье, автомобильные дороги общего пользования. Между тем это не исключает возможности их применения при строительстве платных автодорог, приобретении вагонов метро и многих других».
Андрей Марголин особо отметил, что «применение контрактов жизненного цикла важно для развития доверия между государством и частным бизнесом. Мы недооцениваем возможности государственно-частного партнерства. Обычно эта тема обсуждается в контексте эффективности проектов для государства и частного партнера и все. Между тем история успеха критической массы проектов, реализуемых по модели ГЧП в других странах, восстанавливает доверие между государством, бизнесом и гражданским обществом, формирует благоприятный инвестиционный климат, понижает процентные ставки и дает другие положительные эффекты».
По мнению Андрея Марголина, применение контрактов жизненного цикла дает целый ряд преимуществ и для государства и для бизнеса. «Государство при использовании КЖЦ способно снизить риски некачественного проектирования, оговорить контрактом качество работы или услуги, с учетом которого и производится оплата. В отличие от традиционных контрактов, когда мы проводим аукцион и решаем вопрос по минимуму цены, здесь поставщик несет ответственность на всех стадиях жизненного цикла. Сегодня если некий бизнес заинтересован в конкретной закупке, то он может предложить демпинговую цену, выиграть конкурс, но о том, когда и какие риски возникнут при эксплуатации, голова у него не болит. Таким образом, расходы бюджета на эксплуатацию объекта, который являлся предметом торгов, становятся непредсказуемыми. При применении контрактов жизненного цикла такие риски отсутствуют.
Что касается частных партнеров, то для них сама возможность получения длинного контракта очень привлекательна. КЖЦ формирует историю успеха конкретного предприятия, открывает ему двери при реализации других проектов. Очень важна гарантия государства по платежам в рамках контракта, что позволяет привлекать финансирование на выгодных условиях. Потому что, когда банки участвуют в финансировании неких проектов, то они учитывают премию за риск, а в данном случае рисковая премия уменьшается в разы, а условия финансирования становятся более привлекательными. Но самое главное, работа по контрактам жизненного цикла ломает у бизнеса психологию временщика, когда его целью является краткосрочная прибыль.
Еще один важный момент – применение КЖЦ является хорошим механизмом для снижения риска демпинга. Разрешенного на сегодня падения по цене до 25 процентов достаточно, чтобы на стадии эксплуатации понести затраты, которые будут намного больше экономии, полученной на стадии закупки».
Также Андрей Марголин озвучил предложения для развития практики применения контрактов жизненного цикла: «Министерство экономического развития разработало Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В них есть пункт 8.2, который достаточно аморфно определяет критерии контракта жизненного цикла. Изложено простое перечисление всех затрат, возникающих внутри такого контракта. Но о том, каким образом их суммировать – не поясняется. Это позволяет говорить о том, что данный критерий пока носит рамочный характер и слабо пригоден для практического применения. Необходимы изменения и дополнения в действующее законодательство. В том числе, также разработка и утверждение методических рекомендаций по оценке эффективности применения контрактов жизненного цикла в различных сферах экономики».
Заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Василий Жуков проинформировал о плане работы Общественного совета по развитию конкуренции в городе Москве. В числе обсуждаемых вопросов – разработка дополнительных рекомендаций и механизмов по развитию конкуренции, снижению коррупционных рисков, внедрению системы контроля объема закупок инновационной продукции, применению контрактов жизненного цикла, привлечению субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в сферу закупок и другие.
«Особое внимание будет уделено улучшению взаимодействию между бизнесом, властью и обществом в рамках Общественного Совета», - подчеркнул Василий Жуков.
Вице-президент Московской ТПП Сергей Шмаков рассказал о Реестре надежных партнеров ТПП РФ (презентация). «Методика для проведения финансового анализа респондентов и определения их надежности, дающая комплексную характеристику состояния и перспектив предприятия была разработана ТПП РФ. Если компания удовлетворяет всем требованиям, то она включается в Реестр надежных партнеров. Для организации взаимодействия по ведению Реестра в Москве МТПП и ТПП РФ заключили соответствующее Соглашение».
Сергей Шмаков высказал предложение: учитывать наличие Свидетельства о внесении предприятия в негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей при оценке добросовестности поставщика.
Председатель Комитета, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев: «Мы готовы рассмотреть предложение Московской ТПП и учитывать наличие Свидетельства о включении в Реестр надежных партнеров при оценке деловой репутации участника закупок, но нужно определиться с механизмами данного процесса».
Также Геннадий Дёгтев представил информацию об участии Правительства Москвы в выставке-форуме «Госзаказ-2014»: «В рамках деловой программы Форума в первый день намечено провести встречу мэра Москвы Сергея Собянина с бизнесом, который представит проекты, реализуемые в рамках городского заказа. А на второй день намечена встреча Натальи Сергуниной и представителей экономического комплекса столицы с инвесторами».
Геннадий Дёгтев предложил руководителям Московской ТПП и членам Палаты принять участие в данных мероприятиях.
Фотогалерея