Аналитический центр МТПП провел исследование «Коммерциализация инноваций в вузах России» по итогам 2021 года, целью которого было выявление проблемных зон развития инноваций в России и разработка рекомендаций по их устранению.
Его результаты могут быть использованы при разработке единого подхода к взаимодействию бизнеса и высшей школы с целью внедрения инновационных продуктов и технологий, разработанных в стенах вузов.
Во время исследования были рассмотрены показатели расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в различных станах мира. Так, финансирование НИОКР в процентном отношении к ВВП за 2018 год у стран ЕС составили -2,03%, а по странам ОЭСР-2,4%. В то же время на эти цели Россия направила всего лишь 1,1% от валового продукта.
Также анализу подверглись показатели экспорта высокотехнологичных товаров. Этот параметр предполагает поставки за рубеж товаров с высокой НИОКР интенсивностью. К такой продукции относятся, например, различные ракетно-космические аппараты, компьютеры, научные инструменты и оборудование, работающее на электричестве, фармацевтика. Исследование показало, что основными категориями высокотехнологичного экспорта из России за 2018 год стали продукция аэрокосмической промышленности, ИКТ, ядерные технологии, электроника, результаты биологических исследований и технологии гибкого производства.
Еще одним важным мировым показателем является Глобальный инновационный индекс, который ежегодно разрабатывается Всемирной организацией интеллектуальной собственности по 81 показателю, которые объединены в 7 направлений анализа. По сравнению с прошлым годом, России удалось поняться на две позиции с 47 до 45 места в рейтинге. Нашей стране удалось улучшить показатели по таким направлениям анализа как человеческий капитал и наука, развитие технологий и экономики знаний, результаты креативной деятельности и институты.
Несмотря на то, что российские вузы обладают высоким интеллектуальным потенциалом, в их стенах рождаются новые идеи и концепции, что в свою очередь, должно приводить к исследованиям и выпуску новой продукции, существуют ряд факторов, замедляющих данное направление. В их числе неравномерное финансирование НИОКР, отсутствие заинтересованности крупного бизнеса, неопытность или отсутствие в университетах квалифицированных кадров, отвечающих за инновации, низкий уровень финансирования стартапов.
По мнению профессора кафедры «Государственное и муниципальное управление» Натальи Завалько, «инновации требуют привлечения инвестиций со стороны государства». При этом для инвестора инновационного проекта ключевой проблемой являются риски, связанные как с небольшими потерями, так и с полным крахом проекта.
На вопрос «Почему бизнес редко обращается к ВУЗам за инновационными разработками?» сооснователь Startech.vc Владислав Здоренко отметил, что «во всем мире в ВУЗы часто обращаются за новыми разработками. В России на самом деле тоже довольно часто. Но в России есть проблемы с коммерциализацией, люди не очень думают в сторону монетизации себя.»
Сооснователь Инкубатора МГУ Михаил Хомич поделился сложностями, с которыми ему пришлось столкнуться. Сложнее всего было узаконить бизнес-инкубатор, поскольку у ВУЗа была неразмываемая доля. Непросто было и привлечь инвестора для реализации проекта.
По итогам исследования аналитики МТПП выявили две ключевые проблемы: недостаточное финансирование разработок от частных компаний и отсутствие налаженной системы выпуска инноваций на рынок.
По итогам проведенного анализа был разработан ряд рекомендаций по развитию инноваций в высших учебных заведениях России, среди которых необходимость присутствия в стратегиях ВУЗов, обладающих научным потенциалом, KPI по развитию инноваций; обязательное участие разработчиков инноваций в дальнейшем развитии своих технологий, несмотря на передачу прав в частный или государственный сектор; создание и усиление инновационной инфраструктуры в регионах; в целях повышения мотивации для развития инноваций нужно обеспечивать материальное вознаграждение разработчикам. Кроме того, рекомендуется реализовать в пилотном режиме межвузовский бизнес-инкубатор, объединяющий в себе ВУЗы Москвы, нацеленный в том числе на экспертное сопровождение и помощь в выпуске инноваций на рынок.
С результатами исследования можно ознакомиться в презентации