15 октября Комитет МТПП по развитию комплаенс и деловой этики и Национальная ассоциация комплаенс провели вебинар «Комплаенс-контроль при заключении договоров».
Президент Национальной ассоциации комплаенс Владимир Балакин, который выступил спикером мероприятия, напомнил, что построение превентивной защиты является главным элементом управления комплаенс-рисками, а договорная работа – основой деятельности любой компании. Поэтому так важно, чтобы комплаенс-контроль действовал еще до принятия решений, иначе он перестает выполнять свою ключевую задачу.
Комплаенс-контроль – это мониторинг, который позволяет осуществлять контроль работы организации на предмет её соответствия законодательным актам, особенно в части финансового оборота и добросовестности ведения бизнеса.
«Перед тем как с какой-либо стороной мы, как заказчики, заключаем договор, мы включаем комплаенс-исследование этих отношений группы контрагентов. В данном случае я говорю о комплаенс-контроле и комплаенс-функции в организации, которая осуществляет мониторинг. И все сведения, информацию и документы рассматривает с точки зрения формирования должной осмотрительности. Формирования той атмосферы, когда вы входите в отношения и все существенные условия ваших взаимоотношений оговариваете, обязательно учитывая: антикоррупционные направления, санкционный комплаенс, противодействие отмыванию денег», - пояснил эксперт. Он уточнил, что антимонопольный, санкционный, антикоррупционный комплаенс, как и другие направления комплаенс-контроля – это управляющие функции, обеспечивающие соблюдение законодательных норм и стандартов компании, которые выявляют и учитывают возможные риски, а также факты нарушения закона. Нарушения, выявленные в рамках комплаенс-контроля, могут послужить основанием для расторжения договора в одностороннем порядке. Гражданский кодекс это предусматривает. Важно, по мнению Владимира Балакина, чтобы комплаенс-контроль включался уже на первоначальном этапе посредством использования всех доступных возможностей для получения и проверки информации о контрагенте.
На вебинаре подробно рассказали о комплаенс-оговорках в договорах, разобрали основные виды комплаенс-оговорок.
Комплаенс-оговорка – это установление заверений и гарантий сторон об отказе от нарушений законодательства, взяточничества, коммерческого подкупа, незаконных платежей, а также совершения иных противоправных действий, которые могут привести к нарушению одной из сторон договора применимого закона. «Сейчас очень важно заботиться о том, чтобы ваша организация являлась добропорядочной, с полной ответственностью выполняющей взятые на себя обязательства. Это элемент ответственного ведения бизнеса», - уверен президент Ассоциации комплаенс. Он напомнил, что лицо, занимающееся в организации комплаенс-функцией, должно находиться в прямом подчинении генерального директора или совета директоров. Проведение комплаенс-контроля обычно осуществляет комплаенс-менеджер либо сотрудник, на которого возложены его обязанности.
В завершении мероприятия президент Национальной ассоциации комплаенс Владимир Балакин напомнил, что Ассоциация всегда заботится о повышении знаний, о том, чтобы «учитывались все изменения нашей сложной регулятивной среды, чтобы рискориентированные изменения особенно принимались во внимание, чтобы вырабатывались превентивные меры реагирования на срабатывание рисков».
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы