Национальная ассоциация комплаенс (НАК) при поддержке Комитета МТПП по развитию комплаенс и деловой этики провела вебинар «Комплаенс-система и презумпция невиновности. Реальный кейс».
Основным спикером выступил президент НАК Владимир Балакин. Он рассказал, что, согласно проведённому и опубликованному исследованию «Иллюзия безопасности», более 70% предпринимателей не осознают большинство бизнес-рисков, их значение, суть и возможные последствия. При этом, среднее количество проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей региональными органами государственной власти в год в некоторых регионах доходит до двузначных цифр: так в Тверской области это число составляет 10,26, в Курской области – 6,87. То есть предприниматели в этих регионах практически каждый месяц сталкиваются с проверками.
Согласно статье 49 Конституции РФ, «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого». По словам спикера, презумпция невиновности вводит многих предпринимателей в заблуждение. На самом деле, на момент, когда в отношении предпринимателя возбуждается административное, гражданское либо уголовное дело, уже собрано большинство доказательств и фактически сформирована позиция обвинения. Для того, чтобы доказать свою добропорядочность, бизнесмену необходимо иметь к этому моменту на руках все аргументы, которые могут показать проверяющему органу, что предприниматель проявил должную осмотрительность.
На вебинаре были приведены конкретные примеры того, как внедрение комплаенс-системы в организации помогает быть готовым к любым проверкам. Как пояснил спикер, «комплаенс-система – это совокупность мероприятий, направленная на комплексную защиту бизнеса, включающая в себя полное нормативное обеспечение действий, совершаемых от имени организации и внутри неё. Она обеспечивает вас полным комплектом документов для того, чтобы подтвердить ваше комплаенс-алиби в случае предъявления обвинения. Комплаенс-систему образуют 22 направления, которые затрагивают все сферы осуществления деятельности организации». Комплаенс система позволяет защитить бизнес от неправомерных требований.
Среди мероприятий, которые необходимо провести в организации, Владимир Балакин обозначил комплекс мер, направленных на проверку добросовестности контрагентов. Он отметил, что нужно собрать все сведения о партнерах по бизнесу, проверить их достоверность и сформировать досье о контрагенте в бумажном и электронном виде. Отдельно эксперт остановился на мерах антимонопольного комплаенса, отметив, что все сотрудники должны быть проинформированы об основных требованиях антимонопольного законодательства и о последствиях их нарушения. Суды используют в отношении хозяйствующих субъектов понятие «должной осмотрительности», введенное Постановлением ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 года «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Мероприятия, предусмотренные комплаенс-системой, направлены в том числе и на доказательство того, что организация проявила в отношении своих контрагентов должную осмотрительность.
В завершение встречи, Владимир Балакин прокомментировал реплики участников вебинара, касающиеся включения в договоры так называемой комплаенс-оговорки, а также пригласил всех желающих посетить обучающие курсы, которые организует НАК, и принять участие в работе Международного конгресса по комплаенс ICC, который будет проходить в онлайн-формате 16-20 ноября.