15 июля на площадке МТПП состоялось обсуждение проекта профессионального стандарта «Специалист в области комплаенс», в котором приняли участие заинтересованные специалисты, компании и представители образовательных организаций.
Профессиональный стандарт разработала Национальная ассоциация комплаенс, потому что рынок труда уже сформировал запрос на такую профессию. Со вступительным словом выступил вице-президент МТПП Сурен Варданян, который напомнил, что Палата постоянно занимается вопросами комплаенс. «Очевидно, что необходимость в этом назрела. Растет осознание этого среди компаний, которые всё больше сталкиваются с вопросами взаимодействия с внешним миром, выходят на тендеры государственных корпораций. Это одна из самых востребованных тем», - подчеркнул Сурен Варданян. Необходимо чётко сформулировать функционал специалиста по комплаенс, его значимость в системе как и когда он должен быть интегрирован в систему компаний. Вице-президент пояснил, что было принято решение – перед тем, как выносить проект профессионального стандарта на широкое обсуждение, провести совещание специалистов. Людей, которые погружены в тему и готовы дать разносторонние оценки материала, который вынесен на рассмотрение.
С презентацией проекта профессионального стандарта «Специалист в области комплаенс» выступил президент «Национальной ассоциации комплаенс» Владимир Балакин. Он отметил, что возможность обсудить проект в широком кругу специалистов очень важна, и подчеркнул, что это не окончательный вариант: «Это вариант, который мы подготовили для общественных слушаний. Мы рассчитываем на усовершенствование предложений».
«Комплаенс для России сегодня – это шанс изменить бизнес-среду. Сформировать новую культуру соответствия, подвигнуть общество к лучшим практикам, сформировать успешный сценария взаимодействия государства, контрольно-надзорных органов и бизнеса», - уверен Владимир Балакин. Он пояснил, что в стандарте изложены обобщённые трудовые функции в организации и сформулировано положение по регулярному контролю комплаенс-рисков в рамках комплаенс-функций организаций в соответствии с установленными полномочиями. «Мы рады, что двигаем новую профессию, новое дело, новую отрасль в нашем пространстве. И хотим замахнуться на формирование новой культурной среды бизнеса», - заявил эксперт.
Директор департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития РФ Александр Вдовин разъяснил позицию Министерства по вопросу профессионального стандарта «Специалист в области комплаенс». Он начал с того, что для тех, кто занимается реформированием регуляторной среды, очень важно, чтобы у бизнеса было понимание того, как правильно поступать в условиях меняющегося регулирования и нормативных актов. «Понимая, как правильно поступать, правильно получать документы, соблюдать требования, бизнес получает возможность сильно сэкономить свои издержки, потому что, быстро получив лицензию, можно быстро начать работать. Быстро внедряя изменения, имея правильную выстроенную систему менеджмента качества, можно неплохо успевать реагировать на те изменения, которые происходят», - отметил Александр Вдовин. Он выразил уверенность, что после дискуссии удастся выйти на новый уровень развития бизнеса, а Минэкономики и в дальнейшем сможет помогать правильным и полезным инициативам, «чтобы вместе добиваться развития экономики».
Президент International Compliance Services (ICS) Екатерина Пустовалова отметила, что за последние десять лет более тысячи специалистов в области комплаенс были подготовлены по международным программам. На этой базе стандартов и компетенций сейчас идёт развитие профессии. «Важно сформулировать требования к образованию и квалификации комплаенс-менеджеров. Потому что за 10 лет уже подготовлено достаточное количество специалистов по международным программам. Для того, чтобы был дальнейший виток развития, а не шаг назад. Если мы говорим о профессии комплаенс-менеджера с фокусом на квалификацию руководителя, ключевое слово «менеджмент», - считает Екатерина Пустовалова. Она подтвердила готовность подключаться к обсуждению проекта и работать над его совершенствованием.
Старший комплаенс-менеджер ПАО МГТС Людмила Калачёва уверена, что «специалист в области комплаенс» уже сейчас полноценная профессия. «Комплаенс-менеджер должен обладать большим объёмом знаний в разных сферах. Помимо профессиональных знаний обязательны личные качества - высокие морально-этические качества сотрудника, инициативность, организованность», - уверена Людмила Калачёва. Она считает, что уже назрела необходимость систематизировать весь объём знаний, которым должен обладать комплаенс-менеджер, и создать стандарт, который поможет компаниям максимально эффективно и правильно ввести у себя комплаенс-систему.
Доцент ВАВТ Минэкономразвития РФ, руководитель направления Международного права и комплаенса ГК Фаберлик Денис Примаков согласился с необходимостью введения стандартов. «Функция комплаенс в России на стадии стабилизации. Она уже выросла из стартапа и перешла на уровень, где происходит осознание, что регуляторные комплаенс-подходы становятся более нюансированы. Они должны стать более профессиональными. Стандарт будет способствовать усреднению тех подходов, которые уже выработались в процессе деятельности», - считает Денис Примаков. Он напомнил, что международные стандарты говорят о том, что функция комплаенс должна быть независимой и обладать ресурсами. В обсуждаемом же стандарте «это пока не прочитывается». «Способность обучать – это тоже одна из функций комплаенс-менеджера и это тоже надо отразить в стандарте.
Директор Департамента комплаенс НКО «Платежи и расчеты» Анна Большунова отметила, что «сейчас функция комплаенс недостаточно определена». Во многих компаниях нет понимания того, какую роль должен выполнять человек, работающий в этой сфере. «Надеюсь, что этот стандарт станет тем документом, который поможет установить единое понимание и найти общую площадку для определения того, что эти люди делают», - отметила Анна Большунова. Она также обратила внимание на то, что деятельность специалиста в сфере комплаенс может иметь акцент на специфические направления.
Организаторы мероприятия пообещали саккумулировать все предложения и замечания, собрать некую «таблицу адаптации» и провести ещё одну встречу в рабочем формате, чтобы выработать общую позицию.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы