18 июня состоялась онлайн-конференция «Антикоррупционный комплаенс – как сделать бизнес успешным и не получить миллионный штраф», организованная Комитетом МТПП по развитию комплаенс и деловой этики.
Управляющий партнер адвокатского бюро г. Москвы «Большаков, Челышева и партнеры», руководитель рабочей группы по антикоррупционному комплаенсу Артур Большаков выступил с докладом на тему «Минимизация рисков привлечения к ответственности за антикоррупционные правонарушения».
«Сейчас у нас в государстве идет активная антикоррупционная борьба, но многие предприниматели к этому не готовы, они не знают элементарных вещей, что повышает финансовые риски организаций. Люди не осознают, к каким проблемам может привести желание кого-то отблагодарить», – отметил он. По его словам, в иных ситуациях даже шутка на тему коррупции в процессе деловых переговоров может быть использована в качестве одного из доказательств вины. Выход спикер видит в создании на предприятии системы антикоррупционного комплаенса, мероприятия в рамках которой не только учат сотрудников правильно вести себя в той или иной «щекотливой» ситуации, но и постоянно напоминают о необходимости следить за своим поведением. «Если руководитель выстроил на предприятии систему комплаенса и занимается обучением сотрудников, ему будет легче избежать административной ответственности в спорных случаях», – уверен спикер.
Он привел примеры того, как уголовные дела удавалось прекратить в связи с отсутствием существенного вреда, напомнил о незаконности провокации взятки правоохранительными органами и привел примеры отмены обвинительных приговоров в связи с данным обстоятельством. Спикер разъяснил ситуацию с дарением подарков разной стоимости, оказавшуюся гораздо более противоречивой, чем многие думают. Он рассказал, какие юридические аспекты позволяют избежать или добиться прекращения возбужденного коррупционного дела.
«Антикоррупционный комплаенс – комплексная задача предотвращения как материального ущерба, так и урона репутации», – уверен партнер и генеральный директор проекта Compliance Platform 365//360 Павел Борзов. Он рассказал, какие мероприятия и в каком формате необходимы для внедрения антикоррупционного комплаенса в организации в соответствии со стандартами ISO, какие политики и процедуры следует разработать (их количество зависит от размера компании). Спикер объяснил, что включает в себя комплаенс-служба (в идеале она должна быть не зависимой от компании), какие элементы должны включать в себя периодическая отчетность и система урегулирования конфликта интересов. Он подробно рассказал о процессе обучения сотрудников элементам антикоррупционного комплаенса и процессе тестирования, подчеркнув, что многие ошибки совершаются людьми не по специальному умыслу, а из-за незнания своих прав и обязанностей в этой сфере. Спикер также познакомил слушателей с системой мотивации вовлеченности персонала в процесс построения комплаенс (отметив, что, хотя она не является обязательной для внедрения, однако чрезвычайно эффективна) и с процедурой публичного позиционирования компании и системой оценки партнеров. Он объяснил, как выстроить в компании вертикаль коммуникации, при которой работник имеет возможность сделать анонимное заявление или получить оперативную консультацию по коррупционным рискам, а также как компаниям при необходимости проводить комплексные внутренние расследования. В заключение Павел Борзов рассказал, как руководству следует оценивать внедренную в своей компании антикоррупционную систему и проводить экспертный аудит, а также познакомил слушателей с готовым цифровым решением, помогающим внедрить в компании все вышеперечисленное.
Завершив свои выступления, спикеры ответили на вопросы слушателей.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы