Национальная ассоциация комплаенс при поддержке Комитета МТПП по развитию комплаенс и деловой этики провела вебинар «Политика дарения подарков».
Как отметил главный спикер мероприятия – президент Ассоциации Владимир Балакин - сейчас, когда до Нового года остался всего месяц, эта тема очень интересна и актуальна. «Подарки любят получать все», - подчеркнул он. При этом, следует учитывать ряд факторов для того, чтобы выбрать подарок «по правилам».
Во многих крупных корпорациях уже разработана Политика дарения подарков. «Если вы рассматриваете в качестве партнера такую компанию, то следует ознакомиться с этим документом и учитывать его в дальнейшей работе», - сообщил эксперт. Запросить такой документ и предоставить партнеру аналогичный (если он разработан в вашей компании) является, по словам докладчика, проявлением должной осмотрительности.
Главным отличием подарка является его безвозмездность. Они могут быть материальными (конфеты, цветы, флешки, бытовые предметы, кондитерские изделия и т.д.), нематериальными (услуги, билеты, обещания подарить что-то в будущем, оплата отдыха, развлечений, транспортных расходов), а также деньги, ценности (скидочная карта или скидка, ювелирное изделие, ценные бумаги, наличные или безналичные деньги). Как сообщил Владимир Балакин, «правильными» подарками могут считаться сувенирная продукция с логотипом компании, выпущенная в рекламных целях по случаю праздничной даты (ручки, календари, кружки, блокноты и т.д.). При этом докладчик особо подчеркнул: «если вы хотите подарить ручку с золотым пером и логотипом вашей фирмы госслужащему, то этот подарок может иметь последствия как для одариваемого, так и для вас». Еще один вид допустимого подарка – приглашение на мероприятие, проводимое в рамках официального приема, профессионального собрания и др. Подарки могут быть адресованы деловым партнерам по важному случаю, сотрудникам организации в качестве поощрения за ударный труд, клиентам в рамках рекламного проекта.
При этом глава НАК назвал ряд неприемлемых подарков. Среди них «чрезмерно пышные мероприятия». Он подчеркнул, что вообще допустимость подношений – весьма оценочное понятие. Поэтому полезно прописать в Политике дарения подарков конкретные критерии, что является допустимым, а что нет. Также подарок может считаться неприемлемым, если не учитываются внутренние правила компаний тех, кого одаривают. Например, существует «шариатский комплаенс», учитывающий каноны мусульманской веры. Мероприятия непристойного характера относятся также к не самым лучшим вариантам благодарности партнерам.
Особая категория потенциальных получателей подарков – это госслужащие. Законом установлено, что «презент» для них не может стоить дороже трёх тысяч рублей.
В целом, необдуманные действия, связанные с получением или дарением подарка, могут привести к обвинению в получении, либо даче взятки или в посредничестве во взяточничестве. Определение взятки и ответственность за её вручение прописана в Уголовном кодексе. А, согласно ст. 575 ГК РФ, дарение подарков, стоимостью свыше 4 тыс рублей коммерческим организациям вообще запрещено. В случае, если юридическое лицо желает подарить что-то, стоящее более трех тысяч рублей, необходимо оформлять договор дарения.
Владимир Балакин посоветовал при намерении направить (либо получить) подарок, стоящий свыше установленной суммы, проконсультироваться с руководителем и просчитать все возможные риски такого поступка.
«Сейчас наступает время, когда сотни курьеров будут передвигаться по городу и вручать приятные сюрпризы от компаний, партнеров. Постарайтесь принять все меры, чтобы избежать «токсичного» подарка», - подвел итог своей презентации спикер.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы