Национальная ассоциация комплаенс и Комитет МТПП по развитию комплаенс и деловой этики провели вебинар на тему: «Комплаенс-офицер – чем занимается и каковы его обязанности?»
Главный спикер вебинара – президент Национальной ассоциации комплаенс (НАК) Владимир Балакин – заявил, что сейчас организации системы комплаенс на предприятии придается серьезное значение. Различные компании, вне зависимости от их размера и сферы деятельности, понимают важность минимизации рисков и поддержания репутации фирмы. Все большее число руководителей осознает, что корпоративная культура, ценности, которые разделяют работники, являются важными составляющими успеха предприятия в современных условиях.
Комплаенс-офицер (Compliance Officer) – это многофункциональная позиция «защитника – советника» организации. Он анализирует соблюдение политик и правил, выявляет риски, снижает вероятность их влияния на операционную деятельность и финансовое состояние компании, являясь независимым лицом и подчиняясь непосредственно первому лицу компании – генеральному директору или совету директоров. Статус его в компании весьма высок: ведь комплаенс-офицер предметно проверяет каждый процесс на соответствие стандартам и иным регулятивным требованиям; учитывает международный контекст; обучает сотрудников (информирует о принятых политиках, рассказывает как вести деятельность, не нарушая принятых правил, а также оповещает об ответственности за нарушения); следит за соблюдением правил организации, постулатов корпоративной культуры и этических норм ведения бизнеса.
Комплаенс-служба находится в центре всех процессов и её сотрудники взаимодействуют со всеми подразделениями. Она предупреждает возникновение «слепых зон», которые находятся за рамками привычного функционала структурных подразделений.
Для того, чтобы пояснить место комплаенс в организации, спикер рассказал о Модели трех линий защиты COSO (Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея). Первую линию составляют операционные отделы, которые общаются с возможными рисковыми внешними лицами; вторая линия включает в себя среди прочих и комплаенс, который выступает в качестве советника и представителя регулятора, доносящего его требования до бизнеса; и третья линия – это последующий контроль в форме аудита, выполняющий реагирующую функцию. Владимир Балакин особо отметил, что менеджер по рискам и комплаенс-офицер – это разные специалисты. Риск-менеджер держит в фокусе только риски и стандарты по ним, а комплаенс-офицер смотрит более широко, отвечая в том числе за корпоративную культуру и деловую этику в компании. В сегодняшних реалиях комплаенс-офицер отвечает за принятие стратегических решений на уровне топ-менеджмента организации.
Владимир Балакин рассказал о том, что комплаенс-офицер – это достаточно новая, но весьма перспективная профессия; спрос на специалистов высок и в перспективе будет только возрастать. Для того, чтобы получить нужные компетенции, необходимо пройти обучение. Национальная ассоциация комплаенс совместно с двумя ведущими вузами – Российским экономическим университетом им. Г.В.Плеханова и Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова разработали курс по повышению квалификации «Комплаенс-менеджер», окончив который можно получить такие компетенции, как: организация системы обнаружения и внутреннего расследования противоправных действий по отношению к организации (forensic); предупреждение и противодействие коррупции; развитие комплаенс-стратегий и культуры в компании; обеспечение требований антимонопольного и налогового законодательства; защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
В завершение выступления Владимир Балакин привел слова бывшего заместителя генпрокурора США Пола МакНалти: «Цена несоблюдения очень велика. Если вы считаете, что комплаенс обходится дорого, попробуйте несоблюдение».
А участникам вебинара он порекомендовал по всем возникающим вопросам, связанным с противодействием коррупции и организацией системы комплаенс на предприятии, обращаться в НАК.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы