Центр консультирования по комплаенсу МТПП провел семинар на тему «Право Китая: борьба с коррупцией в коммерческом секторе. Минимизация рисков российских участников ВЭД». Мероприятие было посвящено правовым основам борьбы с коррупцией в КНР, усилению контроля за противодействием коррупции в коммерческом секторе Китая в связи с актуальными изменениями законодательства, изменением подхода страны к правоприменению и усилению внимания к взяткодателям.
«В ситуации санкционного давления со стороны стран Запада российский бизнес ориентируется на иные юрисдикции, в первую очередь азиатские и Китай. Российским компаниям необходимо изучать как можно глубже информацию о правовых аспектах ведения бизнеса в этих странах, в первую очередь в Китае. Еще недавно, до 2022 года вопросы антикоррупционного комплаенса были очень важными, в первую очередь, во взаимодействии с западными контрагентами. Но сейчас вопросы соблюдения санкций вышли на первый план во внешнеэкономической деятельности. Наш основной на данный момент партнер – Китайская Народная Республика. Очень многие российские компании и банки перестраивали и перестраивают свою работу под взаимодействие именно с контрагентами из Китая. Антикоррупционное законодательство в КНР является одним из самых жестких в мире. Каким образом оно применяется на практике, какие коррупционные, уголовно-правовые, репутационные последствия имеют место быть для российских компаний, мы как раз сегодня попытаемся разобраться с помощью наших уважаемых экспертов», – такими словами открыла семинар его модератор – директор Центра консультирования по комплаенсу МТПП Марина Евтеева.
Руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Китая и современной Азии Российской академии наук Павел Трощинский посвятил свое выступление правовым и институциональным основам борьбы с коррупцией в Китае. Вначале он отметил, что коррупцию ни в одном государстве мира абсолютно искоренить невозможно, и Китай не исключение – можно лишь существенно снизить ее уровень. В Древнем Китае с коррупцией боролись специальные контролеры – спикер описал, как действовал этот механизм. Первый уголовный кодекс в стране был принят в 1979 году, и государство начало бороться со специфическим китайским явлением – сращиванием чиновника с должностью. Спикер рассказал, как это происходило, описав китайские особенности, в частности, почти полное отсутствие законодательных актов в стране в то время (даже сейчас их в разы меньше, чем в России), своего рода положительную роль коррупции при привлечении инвестиций в страну на раннем этапе и т.д. Спикер описал дальнейшую борьбу с коррупцией, которую ведет партия, заменяя собой правоохранительные органы (он подробно представил этот механизм). Новый период борьбы наступил в 2012 году с приходом к власти Си Цзиньпина, начавшего проводить политические антикоррупционные кампании («небесная сеть», «нулевая терпимость», кампания «три “не”» и т.д.). В 2014 году начался масштабный эксперимент по созданию контрольных органов по борьбе с коррупцией. В 2018 году в Конституцию страны были внесены поправки, касающиеся борьбы с коррупцией (в частности, был создан Государственный контрольный комитет) – спикер рассказал о них, а также о серьезной пропаганде по борьбе с коррупцией – книгах, документальных и художественных фильмах и т.д. В заключение своего выступления спикер предостерег слушателей от совершения в Китае действий, которые могут быть признаны коррупционными.
Руководитель пекинского офиса Консалтинговой компании CHINA WINDOW CONSULTING GROUP, арбитр Shanghai International Arbitration Center Александр Зайнигабдинов рассказал о китайских деловых обычаях и практических рекомендациях ведения переговоров с партнерами из КНР. Он, в частности, сообщил, что в начале нынешнего года в Китае прошла кампания по разоблачению врачей-коррупционеров, и объяснил, что потратить наличные деньги, накопленные коррупционером, в Китае невозможно. Один из факторов давления на коррупционеров, отметил спикер, – это сотрудничество с американскими компаниями, которые требуют от китайских коллег подписания антикоррупционных оговорок. Спикер подробно разъяснил, какой язык, какое судопроизводство и способ платежа следует выбирать при составлении и подписании контракта с китайскими партнерами в зависимости от тех или иных обстоятельств.
Затем слово снова взял Павел Трощинский. Он сделал доклад об уголовно-правовой ответственность бизнеса в КНР. По его словам, в конце 2023 года в Уголовный кодекс КНР были внесены 12 значимых поправок – спикер подробно рассказал о них. «Попасть в историю со взятками в КНР очень страшно», – предупредил он. Далее он рассказал об уголовной ответственности организаций за коррупционное преступление, приведя примеры, и отметил экстерриториальный принцип китайского Уголовного кодекса.
Спикер рассказал о применении ст. 163 (получение взятки лицами, не являющимися государственными служащими) и ст.164 (дача взятки лицам, не являющимся государственными служащими, иностранным должностным лицам или чиновникам международных организаций) УК Китая, приведя соответствующие примеры. Спикер назвал размеры взяток (сравнительно крупный размер, крупный размер, особо крупный размер), за которые предусмотрены значительные наказания вплоть до смертной казни, приведя примеры. Спикер подробно рассказал, в каких случаях смертная казнь заменяется пожизненным заключением.
Далее он проанализировал еще несколько антикоррупционных статей, в частности, о несдаче в казну подарков, и объяснил, что подарки в Китае нежелательно дарить даже бизнесменам, поскольку они тоже чаще всего являются членами партии и обязаны отчитываться в данных вопросах. В заключение своего выступления спикер рассказал об узаконенной системе доносительства в стране и уделил внимание минимизации рисков при направлении сотрудника компании на работу в Китай.
Операционный директор компании «БИПО Россия» Ирина Старун рассказала о проверках сотрудников на соответствие антикоррупционным нормам при найме в китайские компании и об особенностях кодексов корпоративной этики в них. Она проинформировала, из чего складывается корпоративная культура в международных и частных компаниях КНР, отметив, что корпоративные политики стандартизованы и диктуются исключительно головными офисами компаний, а функция HR в китайских компаниях не является стратегической. Далее она рассказала об антикоррупционных мерах, принимаемых в китайских компаниях, проверках кандидатов при найме на офисные и более высокие позиции, а также о мерах, которые обязаны принимать российские компании, работающие в Китае. Она также рассказала, с какими проверками сталкиваются российские граждане при найме в китайские компании (проверка действительности паспорта, диплома, кредитный рейтинг и актуальные кредиты, проверка аффилированности и т.д.).
После каждого доклада спикеры отвечали на многочисленные вопросы слушателей.
«Подводя итог нашему семинару, я бы хотела от всей души поблагодарить наших спикеров и слушателей. Мы продолжим наши мероприятия, продолжим погружение в право Китая. До новых встреч!» – завершила вебинар модератор.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы