МТПП провела вебинар на тему «Трансфертное ценообразование: актуальные изменения для участников ВЭД», позволяющий минимизировать риски участникам внешнеэкономической деятельности.
«Мы стремимся отслеживать важнейшие изменения в законодательстве, затрагивающие интересы бизнеса, и приглашать ведущих экспертов, которые могут прокомментировать и разъяснить те или иные нововведения. – этими словами открыла мероприятие его модератор – директор Центра консультирования по комплаенсу МТПП Марина Евтеева. – Налоговые темы особенно сложны. На протяжении прошлого года мы наблюдали масштабный процесс реформирования нашей налоговой системы. К нему относятся такие направления как приостановка и денонсация соглашений об избежании двойного налогообложения, расширение списка офшорных зон, введение экспортных пошлин на ряд товарных позиций, введение единого налогового счета. Наконец, последнее направление – изменения в сфере трансфертного ценообразования (ТЦО), которые напрямую затрагивают экспортно-импортные операции. Внесенные изменения уже вступили в силу: ужесточен контроль за трансфертным ценообразованием и применением нерыночных цен, и сегодня мы об этом поговорим».
Спикер вебинара – партнер и руководитель Практики трансфертного ценообразования московского офиса ООО «Технологии Доверия – Консультирование» Наталия Козлова рассказала об основных законодательных изменениях в области ТЦО, изложенных в Федеральном законе от 27.11.2023 № 539-ФЗ и Федеральном законе от 26.02.2024 №39-ФЗ, вступающем в силу в конце марта. Далее спикер рассказала о включении «недружественных» стран в «черные» списки: в частности, согласно Приказу Минфина РФ от 5.06.2023, все сделки с офшорами из «черного» списка приравниваются к сделкам со взаимозависимыми лицами и попадают под контроль по ТЦО, если сумма доходов по ним превышает 120 млн рублей. Также утвержден список из 22 стран, не обменивающихся страновыми отчетами, – теперь налоговые органы будут иметь возможность запрашивать страновые отчеты у российских участников международных групп компаний и взимать штрафы за их непредоставление. Спикер также подробно рассказала о новом налоге на внутригрупповые услуги по ставке 15%, посоветовав перестраивать отношения так, чтобы договоры с дружественными странами заключались напрямую, а не через консолидированные лица в группах. Спикер дала разъяснение, касающееся статуса соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с недружественными странами, а затем подробно прокомментировала основные изменения в области ТЦО (увеличение штрафов за непредоставление отчетности в области ТЦО, введение вторичных корректировок, расширение перечня информации, подлежащей отражению в документации по ТЦО, расширение возможностей по заключению соглашений о ценообразовании и т.д.). По словам спикера, «эти изменения масштабны, серьезны, в основном приводят законодательство в соответствие с той практикой, которая сложилась за годы его применения, дают налоговым органам больше возможности предотвращать злоупотребления и направлены на то, чтобы побудить налогоплательщика самостоятельно контролировать и корректировать цены».
Далее спикер остановилась на существенном увеличении штрафов, которое коснулось прежде всего внешнеторговых сделок, и объяснила, по какому принципу налоговые органы теперь начисляют штрафы за применение нерыночных цен в контролируемых сделках, за непредоставление отчетности или предоставление недостоверных сведений. Затем она разъяснила внедрение концепции «secondary TP adjustment», согласно которой суммы корректировок налоговой базы, возникших в результате применения нерыночных цен, приравниваются к дивидендам и облагаются налогом у источника по ставке 15%. Спикер разъяснила, какие действия налогоплательщика позволяют избежать вторичной корректировки, и разобрала ситуации, в которых самостоятельная корректировка приводит к какому-либо доначислению. «Предполагается, что, если налогоплательщик будет вести диалог с налоговым органом, то можно будет избежать доначисления до медианного значения», – отметила она.
Затем спикер детальнее остановилась на расширенных требованиях к составу документации по ТЦО и подходам к ее составлению и предоставлению, а также уточнении порядка заключения односторонних соглашений о ценообразовании (СОЦ). Она разъяснила, кто может обратиться с заявлением о заключении СОЦ, новых сроках действия одностороннего СОЦ и пошлине за рассмотрение заявления о заключении СОЦ. Далее спикер перешла к рассмотрению изменений «безопасных» интервалов по процентным расходам (п.1 ст. 269 НК РФ), рассказала о расширении перечня лиц, признаваемых взаимозависимыми, изменении формата уведомления о контролируемых сделках и дополнительных требованиях по раскрытию информации по международной группе компаний (МГК).
Последнюю часть своего доклада спикер посвятила воспоминаниям о том, как налогоплательщики жили до 2024 года, отметив, что требования и штрафы последние годы были формальными, проверок по ТЦО в России было мало и т.д. «Сейчас мы находимся в новой реальности – налогоплательщик поставлен в ситуацию заблаговременного анализа своих обязательств по ТЦО и подготовкой формальной документации теперь нельзя избавиться от рисков», – предупредила спикер. Она разъяснила принципы проактивного подхода; рассказала, почему необходимо усилить текущий контроль за ценами и уделить внимание своевременному проведению ТЦ-корректировок, а также уделила внимание важности подготовки ТЦ-документации. Затем спикер детально представила слушателям модель организации процессов контроля в области ТЦО, а также подсказала, какие действия им необходимо предпринять уже сейчас.
В заключение вебинара спикер ответила на многочисленные вопросы слушателей.
«Спасибо за подробную презентацию, – поблагодарила спикера модератор, – Понятно, что тренд поменялся полностью и возросла роль налогового комплаенса. Мы с коллегами обсудим организацию дальнейших семинаров по трансфертному ценообразованию».
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы