МТПП провела для московских предпринимателей семинар «Риски санкций и санкционный комплаенс: что нужно учитывать в 2022 году?».
«Данная тема с каждым днем становится все более актуальной. Без понимания этих вопросов и постоянного их мониторинга мы, к сожалению, не можем сегодня в режиме живого времени вести свой бизнес, сотрудничать с нашими партнерами в других странах и должны учитывать, что политический фактор начинает играть все более заметную роль. Компаниям необходимо понимать, к чему им следует готовиться», – такими словами открыл семинар его модератор – вице-президент МТПП Сурен Варданян.
Программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев выступил на семинаре с докладом «Риски санкций: “геополитика” и ключевые кейсы 2021-2022 годов». В начале своего выступления он особо отметил, что происходящие события «важно разъяснять на языке фактов и долгосрочных тенденций, не поддаваясь новостной истерике». Спикер обратил внимание на «санкционный парадокс 2021-2022» – весьма умеренное применение санкций в отношении России, несмотря на обострение макрорисков и информационный шум. Он раскрыл основные понятия санкций (блокирующие, вторичные, принудительные, секторальные и т. д.); рассмотрел макрориски новых санкций США в случае обострения ситуации вокруг Украины, а также проанализировал новые законопроекты в американском Конгрессе, касающиеся санкций в отношении России, – билли Менендеса, Рубио, Бэнкса, Микса, Лэнкфорда и другие, оценив риск прохождения каждого из них на основе базы данных Российского совета по международным делам (РСМД). Спикер привел распределение биллей по странам и проблемам, рассмотрел тематику санкционных законопроектов в отношении России в Конгрессе США за период 2019 год – начало 2022 года.
Он описал предполагаемую «санкционную стратегию» администрации США, планы Великобритании (принявшей новый санкционный регламент в отношении России), позицию ЕС. По его мнению, хотя триггеры для санкций (высылка дипломатов, медийная война, размывание понятия «военная операция» и т.д.) на сегодняшний день сохраняются в полном объеме, к сегодняшней ситуации применимо слово «стабильность»: американцы избегают жестких прямых санкций в отношении России. «Хотя в целом ситуация напряженная, и малейшая случайность может ее подтолкнуть в какую-либо сторону», – отметил спикер.
Ситуация с антибелорусскими санкциями на порядок отличается, считает спикер: они носят значительно более жесткий характер, и Россия в данном случае компенсирует Белоруссии понесенные потери.
Спикер рассмотрел несколько кейсов о нарушении различными компаниями американских санкций в отношении ряда стран, представив выводы по каждому случаю, а также ситуации с уголовными преследованиями властями США.
Далее спикер перешел к административным расследованиям властей Великобритании, рассмотрев два кейса.
В заключение он проанализировал наиболее распространенные причины наступления рисков (политические причины; умышленный обход санкций через третьи страны или посредников; ошибки в толковании законодательства; ошибки систем проверки контрагентов; недостаток ресурсов и комплаенса и т.д.), а также возможные проявления избыточного комплаенса, посоветовав руководителям компаний меры, которые позволили бы избежать «перегибов» как в первом, так и во втором случае.
Руководитель практики санкционного права и комплаенса Коллегии адвокатов Pen&Paper, к.ю.н. Сергей Гландин начал свое выступление со свежей новости: Китай ввел санкции против оборонного сектора США.
Далее спикер прокомментировал итоги 2021 года – повышение интереса западных банков к происхождению средств российских клиентов, влияние указа президента США №14024 на риски работы в «цифровой» отрасли России; российские инициативы 2020 и 2021 годов по совершенствованию законодательства о специальных экономических мерах; толкование Верховным Судом РФ новых статей 248.1 и 248.2 АПК РФ.
По его словам, в 2021 году многие российские корпорации создали у себя отдел комплаенса. «Идет динамика, компании начинают ставить вопрос о своих санкционных рисках и о том, как с ними бороться», – отметил спикер. Он остановился на ст. 6308 Закона об оборонном бюджете США (получение записей (сведений) от иностранных банков, имеющих корреспондентские счета в США); подробно прокомментировал указ Байдена №14024 «О блокировке собственности и активов за определенную вредоносную деятельность Правительства РФ за рубежом» и риски работы цифровой отрасли в связи с ним.
Спикер остановился и на режиме контрсанкций в Российской Федерации, рассказав о ряде законопроектов – в частности, №464757-7 «Об уголовной ответственности за содействие введению санкций против России»; №996800-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций…» и других, а также привел толкование новых статей 248.1 и 248.2 АПК РФ и привел несколько кейсов на тему переноса судебных разбирательств из иностранной в российскую юрисдикцию.
В заключение спикер перешел к антироссийским санкционным трендам нынешнего года. Он рассмотрел изменения в регламент №855 о санкциях в отношении России (Великобритания), принятые 10 февраля нынешнего года.
Руководитель направления международного права и комплаенса АО «Фаберлик», к.ю.н. Денис Примаков констатировал, что в России, в отличие от стран Европы и США, к сожалению, нет единого регулятора по санкциям. Он привел четыре активности, которые должны быть присущи такому регулятору; остановился на подходах ЕС в этой области, в частности, документе «О лучших практиках имплементации ограничительных мер», Кодексе экспортного комплаенса и других. Далее спикер подробно остановился на проблемах внедрения санкционного комплаенса в России.
В заключение мероприятия спикеры подробно ответили на вопросы слушателей.
Модератор мероприятия Сурен Варданян поблагодарил докладчиков и призвал слушателей присылать свои вопросы, на основе которых будет сформирована программа дальнейших семинаров с высокой степенью актуальности.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы