Гильдия предприятий торговли и услуг при МТПП и ООО «ГОЯ КОНСАЛТИНГ» провели вебинар на тему «Построение системного бизнеса – с чего начать».
«Данная тема очень важна, – отметила, открывая вебинар, его спикер – основатель и руководитель аутсорсинговой компании GOYA Consulting, член Палаты налоговых консультантов РФ Мария Волохова. – К нам часто приходят собственники с проблемами, возникшими в их компаниях именно из-за отсутствия системы. Я считаю, что только через систему бизнес может масштабироваться и расти». По ее словам, бизнес точно так же, как и человек, проходит через стадию детства – и может в ней задержаться, если не принять правильных мер. Собственник, выстроив изначально бизнес-процессы, в своей компании, должен передать управление ими профессионалам.
Для начала спикер описала черты, характерные для так называемого «семейного» бизнеса (то есть бизнеса при отсутствии системы), или бизнеса на начальном этапе: особые отношения с каждым сотрудником, отсутствие структуры, большая зависимость от «звездных» сотрудников, невозможность для собственника оставить компанию даже ненадолго, постановка задач одному и тому же сотруднику несколькими руководителями и т.д. Собственник такой «бессистемной» компании, предупреждает спикер, становится ее «узким местом, через которое решаются все проблемы». Рост или стабильный уровень компании достигается только благодаря ему. Как только при таком положении дел собственник поставит на свое место наемного руководителя (генерального директора), показатели компании резко снизятся.
Перейдя к понятию «системный бизнес», спикер дала ему определение: «Это идеальное состояние компании, при котором основные процессы в бизнесе работают без прямого участия основателя». Примером такой компании, по ее словам, может служить «Макдональдс», в котором все процессы описаны до мелочей, благодаря чему бизнес легко тиражируется.
Далее спикер описала основные принципы системного бизнеса. Это, в частности, сугубо деловой характер отношений в компании; четкая организационная структура, основанная на наборе ключевых функций и с четким распределением ответственности; отсутствие хаоса, поскольку все бизнес-процессы описаны и регламентированы; главное внимание уделяется производству; реализованы функции маркетинга и продвижения; внедрена учетная система и т.д. Спикер подробно раскрыла основные функции собственника (стратегическое планирование, стратегический маркетинг, формирование ключевых регламентов компании, управление финансами, безопасность бизнеса, разработка новых продуктов и технологий, создание стартапов) и исполнительного (генерального) директора (реализация стратегических программ, построение компании, координация деятельности руководителей, представительская функция, проведение инспекций в компании, постоянный рост доходов) в системном бизнесе. Спикер описала шесть основных подразделений любого системного бизнеса, каждое из которых должно иметь своего руководителя. Деятельность этих руководителей должен координировать генеральный директор.
Затем спикер подробно остановилась на 13 этапах перехода компании к системному бизнесу: это контроль над управлением финансами со стороны собственника, создание и внедрение организационной структуры, обучение и постановка на руководство ключевыми областями сильных топов, организация эффективного обучения сотрудников их должностным обязанностям, упорядочение или создание учетной системы, внедрение системы ключевых показателей, разработка и внедрение системы финансового планирования, пересмотр системы мотивации персонала и т.д. Системный бизнес «мыслит» бизнес-процессами, а не сотрудниками, подчеркнула спикер. Если должностная обязанность расписана правильно, то любой сотрудник, который подходит к своей позиции, начинает полноценно работать в ней через несколько месяцев после прихода на работу – в этом большой плюс системного бизнеса.
В качестве примера выстраивания системного бизнеса спикер привела сеть магазинов электротоваров, собственник которой жаловался, что с открытием каждого нового магазина ему прибавляется только новых забот, а не прибыли. Она рассказала о том, какие действия помогли собственнику нормализовать положение и высвободить время для разработки новых стратегических планов. «Когда вы выстраиваете бизнес как систему, в голову приходят новые идеи», – отметила спикер.
В заключение вебинара спикер продемонстрировала слушателям семь преимуществ системного бизнеса.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы