Комитет МТПП по медиакоммуникациям бизнеса провел круглый стол «Наставничество в инфобизнесе».
Открывая мероприятие, руководитель направления деятельности Комитета «Цифровые коммуникации и технологии» Давид Гвана привел определение наставничества из Википедии: «отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции».
Текущий год Указом Президента РФ признан «Годом педагога и наставника». Основной целью этого решения было привлечение внимания общественности к работе педагога, повышение престижа профессии и признание заслуг учителей, в том числе ведущих наставническую деятельность. В результате в последнее время в инфобизнесе появилось множество людей, именующих себя наставниками и предоставляющие услуги в разных сферах деятельности, в том числе и на возмездной основе. На круглом столе, который проходил в онлайн-режиме, обсуждались вопросы: кто может считаться наставником? как оценивать эффективность его деятельности? правомерно ли брать за наставничество деньги?
По мнению соучредителя и исполнительного директора АНО «Клуб предпринимателей «Cluster», руководителя направления деятельности Комитета «Профессиональная и корпоративная культура» Влады Дорониной, наставничество – это неформальное общение, передача опыта и поэтому должно осуществляться на бесплатной основе. Возглавляемый спикером Клуб реализует совместно с ГБУ «Малый бизнес Москвы» бесплатное наставничество для предпринимателей. «Нужно все называть своими именами. Если вы обучаете – получайте лицензию, если консультируете – заключайте договор, в котором прописаны условия предоставления услуг, иначе это лукавство».
Руководитель направления ESG Комитета МТПП по медиакоммуникациям бизнеса, директор Бизнес-школы Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Юшкова сообщила, что пока что обсуждаемое понятие не закреплено законодательно. В декабре 2021 года Министерство просвещения опубликовало методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Планируется разработать профессиональный стандарт наставника. Однако эти рекомендации касаются сферы образования, а не инфобизнеса.
По мнению эксперта Комитета МТПП, психолога Ольги Воробьевой, наставник – «это человек, у которого есть что-то в избытке и он готов этим поделиться». При этом за то, сколько подопечный возьмет из предложенного и как использует, наставник ответственности не несёт. По её словам, сейчас понятие наставничества обесценили. Даже «продавцы воздуха» считают, что они могут считаться наставниками, не имея для этого даже минимальных компетенций.
На встрече отмечалось, что информационный бизнес – это огромная сфера экономики, которая существует уже довольно давно (10-12 лет), но пока законодательно не урегулирована. «Деятельность нашего Комитета направлена как раз на то, чтобы быть «мостиком» между всеми заинтересованными сторонами», - заявил Давид Гвана. В отсутствие нормативно-правовой базы особенно важным фактором становится инициатива «снизу» по разработке норм работы и поведения в отрасли. На круглом столе были представлены основные положения Этического кодекса для инфобизнеса, который разрабатывается в рамках Комитета МТПП по медиакоммуникациям. Он состоит из двух разделов: в первом изложены базовые принципы, а во втором – этические. Давид Гвана перечислил основные из них: конфиденциальность; приоритет прав человека, который к тебе обратился; ограничение в применяемых средствах; избегание конфликтов, в том числе конфликта интересов; принципы достоверности и избегания ущерба для клиента и т.д. Среди участников мероприятия возражений против озвученных выдержек из проекта Кодекса не поступило.
Подводя итог мероприятия, Давид Гвана поблагодарил участников за интересную дискуссию и пригласил продолжить работу по формированию правового поля информационного бизнеса как в рамках работы Комитета, так и на других площадках.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы