В Московской торгово-промышленной палате состоялся мастер-класс «Офсетный контракт – эффективный механизм импортозамещения в регионах».
Мероприятие прошло в смешанном формате: в зале МТПП собрались основные спикеры и участники, преимущественно из Москвы, а в режиме онлайн смогли поучаствовать более 60 представителей регионов.
Москва является одним из немногих субъектов, имеющих опыт реализации офсетных контрактов (ОК). В столице заключено уже 4 таких контракта на общую сумму инвестиций почти на 12 млрд рублей, по которым будет закуплено для государственных нужд продукции на сумму более чем 70 млрд рублей.
«Вопросы привлечения инвестиций, импортозамещения стоят сейчас очень остро, - отметил, открывая мероприятие вице-президент МТПП Сурен Варданян. – Эта тема интересна, перспективна и её актуальность показывает количество участников сегодняшнего мастер-класса».
Офсетный контракт предусматривает поставку товара и встречные инвестиционные обязательства поставщика – создание или модернизация и (или) освоение производства такого товара на территории субъекта РФ.
Основными преимуществами такого вида договора для региона являются снижение цены поставки, импортозамещение, гарантированная поставка, создание рабочих мест и рост налогооблагаемой базы. Для инвестора выгодными являются долгосрочная гарантия сбыта, наличие платежеспособного потребителя, включение в реестр единственных поставщиков.
Основными условиями заключения офсетного контракта до недавних пор являлась сумма инвестиций не менее 1 млрд рублей, срок заключения до 10 лет, товар должен быть только российского производства.
На мероприятии состоялась презентация результатов аналитического исследования «Офсет2.0», которое показало, что более 50% регионов считают этот вид контракта перспективным. Он может быть применен в фармацевтике, социальной сфере, в ЖКХ, на транспорте, при предоставлении услуг здравоохранения. При этом среди основных барьеров, препятствующих реализации, большинство респондентов указало слишком высокий финансовый «порог входа» - 1 млрд рублей, а также недостаточность нормативно-правовой базы в регионах. Однако, как сообщил директор дивизиона «Развитие регионов и инвестиций» АСИ Александр Смекалин, уже вступили в действие поправки в федеральное законодательство, которыми минимальная стоимость офсетного контракта снижена до 100 млн рублей. Что касается «нормативки», то у регионов есть возможность использовать опыт регионов, которые уже реализуют ОК. При этом, как отмечалось на мастер-классе, рекомендовать регионам универсальные типовые нормативно-правовые акты не удастся: необходимо учитывать как специфику экономического потенциала региона, так и особенности подготавливаемых контрактов.
Законодательные изменения в сфере регулирования офсетных контрактов представила Евгения Зусман - партнер компании You & Partners. В частности, она сообщила, что с 1 июля 2022 года офсетный контракт может заключаться не только на продукцию, но и на услуги (ФЗ №360 от 02.07.2021). Помимо этого, эксперт подробно рассказала о 7 изменениях, внесенных в ФЗ № 231 от 28.06.2022. Среди них – уменьшение минимального размера инвестиций до 100 млн. рублей; возможность закупки несколькими регионами РФ; установление ограничения на максимальное количество товара (объема услуг), которое закупается в течение года; теперь единственным поставщиком товара (услуги) может быть только юридическое лицо, с которым заключен офсетный контракт, а закупка проводится путем электронного конкурса. По мнению Евгении Зусман, внесенные коррективы должны способствовать увеличению распространения применения механизма офсетных контрактов в различных регионах России.
Управляющий партнер компании ФОК Моисей Фурщик представил оценку готовности субъектов РФ к реализации офсетных контрактов. Он сообщил, что в опросе приняли участие представители 55 регионов. 91% респондентов заявили, что в их регионах есть информация о таком виде контрактов. При этом только в 9% регионов уже идет подготовка к заключению контрактов, в 4% есть реализованные проекты. Подавляющее большинство же опрошенных регионов (87%) пока еще не приступало ни к разработке, ни к реализации. Большинство называло основными причинами такой ситуации высокий порог инвестиций (49%), невозможность гарантировать значительный объем региональных закупок (46%), недостаток информации о применении офсетных контрактов (37%). 36% отметили отсутствие потенциальных инвесторов. При этом уже появились потенциальные проекты, начинаются обсуждения. Учитывая внесенные изменения в законодательство, у офсетных контрактов есть хорошая перспектива в развитии на территории различных регионов страны.
Далее мастер-класс по структурированию офсетных контрактов на основе опыта города Москвы провела первый заместитель директора Городского агентства управления инвестициями города Москвы Александра Дружинина. Она дала определение офсетного контракта, выделила основные его отличия, обозначила порядок заключения ОК, отметив, что на весь процесс уходит порядка 5-6 месяцев. Далее спикер разъяснила основные шаги по заключению контракта. Эксперт подчеркнула, что механизм работает, но «должен быть немножко докручен».
В заключение спикеры ответили на вопросы участников мероприятия.
Завершился мастер-класс нетворкингом за чашкой кофе, в ходе которого эксперты и предприниматели смогли обменяться мнениями по обсуждаемому вопросу.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и департамента экономической политики и развития горда Москвы