Комитет МТПП по развитию бизнес-практик провел вебинар «Качество против производительности (результаты российского исследования, Кайдзен-барометр)».
Как сообщил генеральный директор Kaizen Institute Russia Виталий Васильев, очень часто можно услышать, что Россия отстает от мировых лидеров по такому показателю эффективности как производительность труда. При этом, ведущие мировые компании ставят во главу угла не этот параметр, а качество продукции. Исследование, которое провел Kaizen Institute, было направлено на выявление реальной картины среди российских предприятий.
«Лишь единицы российских компаний задаются вопросом качества на ежедневной основе. Повсюду количественные показатели. Качество воспринимается лишь как неизготовленное количество». Компании оперируют такими показателями как «количество дефектов на миллион штук» и «приемка с первого предъявления».
Исследование показало, что около 50% респондентов считают, что выполнение плана - самое важное. При этом топ-менеджмент компаний ставит на первые места выполнение плана и эффективность использования материалов. При этом во внешнюю среду руководители готовы декларировать стремление к повышению качества продукции.
Большинство респондентов считает, что необходимо повышать ответственность топ-менеджмента за управление качеством: большинство проблем связаны не с ошибками конкретных исполнителей, а с выстраиванием системы стимулирования, либо иными трудностями, связанными с взаимоотношениями разных подразделений.
На многих предприятиях практикуется выявление виновного и его наказание в виде депремирования, штрафа и т.д. Крайне редко в российских компаниях понятие «вины» не используется.
В ходе опроса его авторы выясняли, считают ли респонденты, что понятия «качество» и «производительность» взаимосвязаны. Большинство отвечавших, относящихся к группе «Производство», дали ответ, что связи нет. При этом топ-менеджмент и специализированные подразделения считают, что она есть. Виталий Васильев рассказал, что существует два подхода: «или-или» и «и-и». В своей книге «Выход из кризиса» Эдвард Дэминг пишет о том, что в Америке среди руководителей компаний распространено мнение, что возможно что-то одно – либо высокое качество, либо высокая производительность труда: если повышается качество производства, то неизбежно страдает производительность труда. Однако в 1948-1949 годах руководители японских компаний пришли к выводу, что повышение качества продукции неизбежно приводит к росту производительности труда. Как отметил Виталий Васильев, до сих пор распространено мнение, что «чтобы работать быстрее, людям нужно жертвовать аккуратностью и в итоге делать свою работу менее расторопно. Так раз за разом качество кладется на алтарь в обмен на производительность». Такой подход часто приводит к появлению на производстве «порочных кругов», в результате которых компании несут существенные убытки. При этом работа по повышению качества, заключающаяся в стабилизации и воспроизводимости процессов, сторицей окупается в объемах производства. Вообще большинство респондентов воспринимают качество очень узко: лишь как соответствие требованиям внешнего клиента. Многие лояльно относятся к доработке деталей. Спикер рассказал, что нередка практика создания станций по доработке. Причем, если поначалу туда отправляется около 30% продукции, то через 3-4 месяца почти 100% деталей уже нуждается в доработке. При этом в лучших мировых компаниях работает принцип – качество первично, никакой уровень дефектности не может быть допустим.
Подводя итоги выступления, Виталий Васильев подвел итог: исследование подтвердило, что культура менеджмента российских компаний основана на приоритете вопросов производительности, что не соответствует практике компаний мирового класса.
Все участники встречи получат презентацию спикера, в которой подробно изложены все этапы исследования и его выводы.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы