Cостоялся вебинар «Прощение долга: налоговые последствия для обеих сторон сделки», организованный Гильдией предприятий торговли и услуг при МТПП и ООО «Бридж Групп».
Спикер мероприятия – руководитель бухгалтерской группы Сергей Радюшкин – сообщил, что зачастую прощение долга вызывает особый интерес у налоговиков: «по их мнению, иногда прощение долга просто прикрывает желание налогоплательщика получить необоснованную налоговую выгоду. Если ФНС находит доказательства своего предположения, то корректирует налоговые обязательства в сторону увеличения».
Закон разрешает прощение долга как частично (за исключением случаев, когда предмет обязательства в принципе нельзя разделить на части), так и в полном объеме. Однако при прощении долга в полном объеме налоговые и судебные риски значительно увеличиваются. Для того, чтобы обосновать правомерность прощения долга контрагенту, кредитору необходимо подтвердить экономическую обоснованность совершенной сделки, то есть показать взаимосвязь между прощением долга и получением кредитором имущественной выгоды по какому-либо обязательству между ним и должником.
Прощение долга, как и любую сделку юридического лица, необходимо совершить в простой письменной форме в виде соглашения или уведомления о прощении долга. Спикер перечислил параметры, которые должны быть указаны в соглашении, и порекомендовал провести сверку расчетов для подтверждения сторонами размера задолженности.
Как подчеркнул Сергей Радюшкин, сумма добровольно прощенной и списанной дебиторской задолженности должника перед кредитором не является безнадежным долгом, а, следовательно, учесть убытки в составе внереализационных расходов не представляется возможным. Далее спикер подробно рассказал о том, как учитывать долг в целях налогообложения, рассмотрев несколько вариантов: списание дебиторской задолженности за счет чистой прибыли кредитора; признание дебиторской задолженности внереализационными расходами кредитора и уменьшение налогооблагаемой базы. Что касается НДС, то, как пояснил эксперт, прощение долга покупателю не влечет для кредитора каких-либо последствий по НДС, поскольку к моменту прощения долга налоговая база со стоимости отгруженных товаров уже была определена и оснований для корректировки исчисленной суммы НДС нет. Прощение долга также не подпадает и под закрытый перечень случаев, при которых необходимо восстановить НДС. Сергей Радюшкин особо обратил внимание слушателей на тот факт, что арбитражная практика по вопросу восстановления НДС при прощении долга пока не сформировалась.
Далее спикер осветил вопросы ведения налогового учета должника. Он сообщил, что, если должник применяет метод начисления, то при прощении долга порядок налогового учета расходов в виде стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) не корректируется, поскольку указанные расходы признаются независимо от факта оплаты. А после принятия к учету приобретенных по договору поставки товаров или услуг, покупатель вправе принять сумму НДС к вычету при условии, что приобретенные товары предназначены для использования в облагаемых НДС операциях. Прощение долга не предполагает какой-либо корректировки суммы налогового вычета.
Подводя итог вебинара, Сергей Радюшкин подчеркнул, что для исключения налоговых последствий по прощению долга необходимо придерживаться некоторых правил: правильно оформлять соглашения или уведомления, следить, чтобы прощение долга не нарушало прав других лиц в отношении имущества кредитора; прощение долга должно предусматривать экономическую выгоду.
В завершении мероприятия спикер ответил на вопросы участников.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы