На площадке МТПП состоялось открытое онлайн-мероприятие «Кризис на предприятии во время пандемии. Как действовать. Экшн-план тактических шагов в публичном пространстве», организованное Комитетом МТПП по развитию бизнес-практик.
Основной докладчик - генеральный директор коммуникационного агентства PRACTIC Анна Штырлина - начиная свой доклад, заявила: «Моя основная задача – рассказать про план конкретных шагов, которые можно применить в своей работе».
Скоро год как длится кризисная ситуация, связанная с эпидемией коронавируса. По данным Минэкономиразвития, в третьем квартале прошлого года экономика Российской Федерации сократилась на 3,6% в годовом сопоставлении, после 8% падения во втором квартале и роста на 1,6% в первом квартале прошлого года. По словам главы Счетной палаты Алексея Кудрина, которое он высказал, выступая на Общероссийском гражданском форуме-2020, «треть компаний малого и среднего бизнеса могут прекратить существование в результате второй волны коронавируса». Правительство принимает меры по поддержке экономики, но отраслям, которые пандемия задела косвенно (по мнению властей), приходится особенно сложно: они не имеют возможности воспользоваться господдержкой. Анна Штырлина попросила участников мероприятия, которым удалось использовать меры поддержки, поделиться своим положительным опытом. «Я честно попыталась получить поддержку государства, но мне отказали и в банке, и в налоговой службе», - поделилась спикер. Сейчас обсуждается очередной пакет мер поддержки бизнеса, в который помимо уже хорошо зарекомендовавших себя в прошлом году, предполагается внести и новые способы стимуляции предпринимательской деятельности. Это фиксация кадастровой стоимости офисов, торговых объектов, точек общественного питания и бытового обслуживания на уровне 2020 года для расчета налогов на имущество как физических, так и юридических лиц. Помимо этого, предложено применять переходный налоговый режим для предприятий, которые уже не могут пользоваться особыми условиями. Речь идет о компаниях, которые «переросли» упрощенную и патентную систему, но переквалификация на общие правила для них остается болезненной, что искусственно сдерживает рост бизнеса.
Анна Штырлина перечислила основные факторы-спутники, которые указывают на то, что компания действительно находится в кризисе, а не в состоянии дрейфа или стагнации. Среди них низкая посещаемость сайта, заморозка долгосрочных контрактов, отсутствие финансовых, репутационных и маркетинговых целей; неготовность компании к работе онлайн; неосведомленность о компаниях-конкурентах и методах их работы; отсутствие обратной связи от клиентов. Спикер привела основные причины, которые могут привести к снижению выручки и отсутствию заявок для клиентов. Она отметила, что сейчас очень важное значение имеет присутствие компаний в интернете и в социальных сетях. Поэтому ситуация, когда маркетингом занимается в компании офис-менеджер и вся деятельность сводится к ответам на письма и телефонные звонки, недопустима. Даже маленькие компании, самозанятые и ИП уделяют серьезное внимание тому, как выглядит их сайт или страницы в соцсетях. Пользование этими ресурсами должно быть максимально удобно для пользователя: он должен иметь возможность получить всю информацию в одном месте. Использование видеопрезентаций компании и продуктов, рассказ о продукции с возможностью увидеть её в интернете – это обязательные условия работы компании в современных условиях. Необходимо использовать настройки по геотаргетингу и по целевой аудитории. Спикер рассказала об особенностях работы в различных социальных сетях и отметила, что для каждой целевой аудитории нужно использовать не только подходящую социальную сеть, но и адаптированный под неё контент. «Москва и Питер сидят в основном в Фейсбуке, а регионы, особенно категория 45+, чаще всего используют Одноклассников». Помимо этого, эксперт обратила внимание, что мониторить свои соцсети нужно постоянно: не только отвечать оперативно на поступающие запросы, но и обновлять контент. «Например, в Яндекс.Дзен нужно писать каждый день», - подчеркнула Анна Штырлина.
Спикер подробно разобрала кейс, который удалось реализовать её агентству в прошлом году. В апреле 2020 года к ним обратилась компания, которая занимается производством стекла и изделий из него. Основными клиентами были офисные и бизнес-центры, строительные компании. Сектором В2С предприятие не занималось. Продажи велись через долгосрочные контракты, а также через шоу-румы на выставочных площадках. Спикер рассказала обо всех шагах, которые пришлось предпринять, чтобы перевести компанию на «новые рельсы» и позволили переориентировать работу на онлайн-режим, найти новых клиентов и рынки сбыта. Комплекс мер был очень обширным: он включал и рефрешинг фирменного стиля, включая сайт и страницы в соцсетях; ориентацию на получение госзаказов через участие в электронных тендерах; создание видеоконтента; работу с инфлюенсерами, которые ведут блоги о ремонте, строительстве; налаживание контактов с сообществами архитекторов, дизайнеров и ремонтных бригад. Все эти меры позволили компании выжить и начать показывать хорошие бизнес-результаты.
Председатель Комитета МТПП по развитию бизнес-практик Наталья Переверзева поблагодарила спикера за интересный и полезный рассказ и пригласила её к участию в конференции, которая планируется в апреле на площадке Московской торгово-промышленной палаты.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы