Гильдия предприятий торговли и услуг при МТПП и ООО «Бридж Групп» провели вебинар на тему: «Как не попасть под красный цвет: что компаниям надо знать о банковском светофоре».
Как сообщила спикер вебинара – партнер по налоговому консультированию и бизнес-анализу «Бридж Групп» Юлия Баженова, «банковский светофор», или официально названный Банком России сервис «Знай своего клиента!» (ЗСК) начал действовать с 1 июля нынешнего года во всех банках. Знакомство с его работой и, самое главное, с критериями отнесения компаний к той или иной цветовой категории чрезвычайно важны для субъектов экономической деятельности. Все транзакции юридические лица осуществляют через расчетный счет, и его блокировка в случае попадания компании в «красную» группу сопоставима с перекрытием кислорода человеку. «Этот пример как нельзя лучше демонстрирует, насколько важно быть в курсе новшеств, которые предлагают регуляторы, понимать принципы работы новой системы, – уверена спикер. – Надеюсь, что сегодняшняя информация поможет вам, уважаемые слушатели, не попасть в сложную ситуацию».
Вновь созданная платформа ЗСК на сегодняшний день располагает сведениями о 7 млн юрлиц и ИП, сообщила спикер. Своего рода приятной неожиданностью является то, что, по оценке Банка России, к «зеленой группе» относится около 99% компаний, к «желтой» – 0,3%, а в «красную» включено 0,7%. «Картина в целом обнадеживает, – отметила спикер. – Хорошая статистика говорит о том, что совокупность мероприятий, не один год проводимых налоговыми органами (в частности, отслеживание фирм-однодневок), контроль банковских и правоохранительных органов дали свой результат».
Спикер детально рассказала о критериях, на основе которых банк России принимает решение об отнесении юрлица или ИП к той или иной группе:
1) критерии видов, характера и финансовых результатов деятельности (виды деятельности и их количество; достоверность данных ЕГРЮЛ, дисквалификации; наличие кредитов; финансовые показатели отчетности, налоговая нагрузка, сумма уплаченных налогов);
2) критерии в области оценки операций по счетам юрлица/ИП в кредитных организациях (количество счетов; характер транзакций; соответствие операций заявленным ОКВЭД);
3) критерии в области оценки учредителей (участников), руководителей юрлица, а также физлица, зарегистрированного в качестве ИП (состав учредителей; дисквалификации; недобросовестный поставщик);
4) критерии в области оценки аффилированности юрлица или физлица с иными субъектами, совершающими подозрительные операции;
5) критерии в области результатов национальной и секторальной оценок рисков, проведенных в соответствии с Федеральным Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №115-ФЗ;
6) критерии в области информации, поступившей от государственных органов (проверки, оперативно-розыскные мероприятия, сведения от ФТС).
Система ЗСК является для банков вспомогательной, подчеркнула спикер, окончательное решение по той или иной компании-клиенту (или компании, желающей стать клиентом) он принимает самостоятельно. Сведения о том, к какой группе она относится, любая компания может узнать, обратившись в банк, где она обслуживается. Однако в случае попадания компании в высокую зону риска банк сам должен проинформировать ее об этом в течение пяти рабочих дней со ссылкой на критерии.
Далее спикер разъяснила, куда компания может обратиться в случае несогласия с включением в высокую группу риска и какие сферы своей деятельности (ОКВЭДы, отчетность, налоговую нагрузку, контрагентов) ей необходимо проанализировать как можно быстрее, чтобы не оказаться в «красной группе». Спикер также напомнила слушателям о различных действующих сервисах (например, на один из них можно зайти на сайте налоговой инспекции), с помощью которых компания может проверить свое состояние.
В заключение вебинара спикер ответила на вопросы слушателей.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы