В Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол на тему: «Функционирование негосударственной сферы безопасности (НСБ) в 2021 году. Технические средства безопасности. Планы развития. Проблемы и пути решения».
Как сообщил модератор мероприятия, руководитель рабочей группы по проблемам развития технических средств безопасности Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности Андрей Каленов, «в ноябре нынешнего года ГБУ МФЦ города Москвы направило предприятиям, занимающимся в столице техническим обслуживанием запирающих устройств и домофонов, уведомления о прекращении действия договоров с 15 декабря 2021 года на основании п. 1 ст. 450.1 ГК РФ и п. 4.2. договора об одностороннем прекращении. Вместе с тем, предложено предоставить пакет документов для заключения некоего нового 4-х стороннего договора, условия которого не раскрываются».
Эксперт сообщил, что по официальной информации сотрудника ГБУ МФЦ (исполнителя документа), такое уведомление направлено не всем компаниям, а только тем, где имеет место некая задвоенность адресов обслуживания. Однако, по полученной от участников рынка информации, уведомления получают большинство домофонных компаний. Таким образом, с 1 декабря 2021 года начисления по ранее подписанным договорам будут прекращены, что означает, что компании, обслуживающие запирающие устройства, остаются без источников финансирования.
Кроме того, представителями бизнеса было отмечено, что тарифы на обслуживание запирающих устройств в Москве не изменялись с 2010 года, а требования растут, меняется и сам домофон – он становится цифровым устройством, а значит растут его стоимость и затраты на сервисное обслуживание.
Как отметил председатель Гильдии НСБ при МТПП Дмитрий Галочкин, в столице 140 тысяч подъездов, оснащенных запирающими устройствами. Их исправное состояние является одним из факторов, обеспечивающих безопасность жителей. Каждый день поступает порядка тысячи заявок на ремонт или профилактику домофонов, которые являются сложным техническим оборудованием. В домофонных компаниях работают, в основном, жители Москвы и Подмосковья, многие из которых являются ветеранами Вооруженных сил России. Обслуживать современный домофон могут только квалифицированные специалисты. Все компании, входящие в Ассоциацию предприятий технических средств безопасности, работают «в белую», исправно платят налоги и выполняют социально значимую функцию, внося свой вклад в обеспечение безопасности жителей города. Как отмечали участники рынка, из-за пандемии стали возникать случаи выхода из строя и запирающих устройств и дверей, из-за обработки их антибактериальными средствами, в том числе хлорсодержащими. Домофонные компании обслуживают, как правило, не только само запирающее устройство, но и всю входную группу.
Специалисты Гильдии НСБ отмечали на мероприятии, что расторжение действующих договоров может привести к ряду неблагоприятных последствий. В частности, к выведению действующих компетентных поставщиков и появлению неких новых, готовых заключить 4-х сторонние договоры, что приведет к возникновению спорных ситуаций и создаст риск открытия подъездов в преддверии зимних праздников, когда по статистике, напротив, необходимо усиление защиты. Помимо этого, сейчас жители оплачивают обслуживание запирающего устройства через единый платежный документ, что удобно и надёжно. В случае же введения оплаты домофонов по отдельным квитанциям, жители не будут защищены от мошенников, распространяющих фейковые квитанции.
В пакете документов, которые в течение месяца должны предоставить домофонные компании, входит протокол общего собрания жильцов. Инициировать его по закону компания-поставщик не имеет права. Помимо этого, в ситуации пандемии проведение общих собраний без особой на то необходимости крайне нежелательно. Что касается сроков, то законно оформить протоколы общего собрания в месячный срок совершенно не реально: процедура, прописанная в нормативных актах, занимает как минимум четыре месяца, а в случае возврата документов может длиться более полугода.
Помимо этого, эксперты рынка считают, что такой шаг отбросит отрасль на несколько лет назад, создаст почву для недобросовестной конкуренции, разрушит сложившиеся наработки по взаимодействию поставщиков и телекоммуникационных компаний. Представители профессионального сообщества выражают опасения, что в конечном итоге от реализации столь несогласованного решения могут пострадать жители Москвы, которые столкнутся в открытых подъездах с криминалом, антисанитарией, выхолаживанием помещений и теплосетей. По мнению участников круглого стола такие поспешные действия не полезны для годами выстраивавшейся в Москве комфортной и безопасной городской среды.
По итогам мероприятия был подготовлен проект резолюции, которая после доработки будет направлена во все заинтересованные ведомства. Предполагается обсудить сложившуюся ситуацию на площадке Общественной палаты города Москвы, а также привлечь к освещению проблемы журналистское сообщество. «Мы берем ситуацию под депутатский, общественный и журналистский контроль», - подвел итог мероприятию Дмитрий Галочкин.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы