20 марта состоялся круглый стол «Системы соответствия: международная практика и национальная специфика», организованный Комитетом МТПП по развитию комплаенс и деловой этики совместно с Советом ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики.
В ходе заседания были рассмотрены различные аспекты, связанные с внедрением систем соответствия и принципами деловой этики.
В круглом столе приняли участие более 70 представителей органов государственной власти, включая Минтруд России, членов ассоциаций и общественных объединений, предпринимателей различной отраслевой принадлежности, представителей научного сообщества и практикующих юристов, что позволило более комплексно обсудить вынесенные на рассмотрение вопросы.
Ключевыми темами круглого стола, открытого вице-президентом ТПП России Еленой Дыбовой, стали концепция построения и внедрения комплаенс-систем в организациях, а также нюансы применения международных стандартов в условиях национального государственного регулирования.
С вступительным словом к участникам обратились председатель Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики Александр Русецкий и председатель Комитета МТПП по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики Сергей Манухин.
Александр Русецкий подчеркнул, что одним из значимых направлений деятельности Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики на текущий год является повышение эффективности взаимодействия с региональными палатами.
«Перед нами стоит задача синхронизировать процессы разработки систем стандартизации с практическими ожиданиями представителей бизнес-сообщества. В Московском регионе по объективным причинам наибольшая концентрация хозяйствующих субъектов, и в этой связи Комитет МТПП по развитию комплаенс и деловой этики может стать эффективным каналом взаимодействия государственных регуляторов и бизнеса» - обозначил Сергей Манухин.
Анна Аношина, член Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики и Комитета МТПП по развитию комплаенс и деловой этики, подчеркнула важность системности и целостности внедрения комплаенс-систем, а также отметила, что этика должна стать ключевым фактором при построении системы комплаенс.
В ходе обсуждения участники пришли к выводу о том, что крупный бизнес продолжает активно использовать международные системы соответствия, демонстрируя при этом разворот деловой активности в сторону стран БРИКС. При этом, у субъектов малого и среднего бизнеса остается потребность в конкретизации и дальнейшем развитии национальных норм путем их стандартизации. Кроме того, озвучена необходимость повышения качества практики правоприменения организациями национальных норм.
Мария Пшеницына, эксперт Комитета МТПП по развитию комплаенс и деловой этики, отметила важность поддержки и развития систем соответствия на национальном уровне посредством стандартизации. По мнению эксперта, с помощью создания и поддержания национальной антикоррупционной стандартизации на государственном уровне, в том числе среди компаний с преимущественным государственным участием, Россия сможет лучше адаптироваться к санкционным ограничениям в сравнении с другими подсанкционными юрисдикциями, для которых характерен рост коррупции и криминализация.
Юрий Трунцевский, ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции ИЗиСП и Любовь Самохина, член Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, считают целесообразным инициировать разработку межгосударственного верхнеуровневого рамочного стандарта в рамках БРИКС.
Однако, вопрос о том, каким образом и кем будут проверяться организации на соответствие стандартам, остается открытым. Один из предложенных вариантов - использование уже существующих механизмов, таких, как антикоррупционный рейтинг или антикоррупционная экспертиза. Также была высказана идея о разработке системы мер поддержки внедрения организациями стандартов.
Павел Борзов, член Комитета МТПП по развитию комплаенс и деловой этики, подчеркнул важность обозначения целей стандартизации систем соответствия. Павел также считает необходимой автоматизацию комплаенс-процессов: «Комплаенс будущего – сочетание компетенций, автоматизации и большой языковой модели» - уверен Павел. В качестве стимулов для внедрения организациями систем соответствия эксперт обозначил не только минимизацию возможного ущерба организации, но и повышение рентабельности бизнеса в целом.
Во второй части круглого стола эксперты Комитета МТПП по развитию комплаенса и деловой этики Денис Мартынюк и Мария Пшеницына осветили практические примеры и методики проверки отечественных и зарубежных контрагентов, особо отметив важность таких проверок в текущих условиях ограничения доступности информации и нарастания санкционного давления.
В целом, мероприятие подчеркнуло важность развития систем соответствия и деловой этики на национальном и международном уровнях. Данные системы должны быть эффективными, учитывать особенности каждой организации, и базироваться на этических принципах, чтобы обеспечить честность и прозрачность бизнеса.