В МТПП состоялась конференция на тему «Развитие инфраструктуры речного круизного бизнеса и судоходства в РФ», организованная Гильдией разработчиков и операторов инфраструктурных проектов МТПП и Комитетом МТПП по туризму и гостиничному бизнесу.
«Круизная тема практически безбрежна. Она генерирует мультипликативный эффект во многих отраслях и сама испытывает влияние множества факторов – экономических, политических, гидрометеорологических и других», – отметила в своем приветственном слове директор по судоходной политике Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Анна Исаева. Она напомнила, что в нашей стране впервые в истории была принята Концепция развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года. По словам спикера, работа по реализации этой концепции проводилась, но после ликвидации Ростуризма отрасль отказалась в трудном положении. Сейчас срок действия концепции необходимо продлевать, и работники отрасли надеются на помощь МТПП в этом вопросе. «Сейчас идет работа по актуализации нормативных актов с участием самих судоходных компаний, которая должна способствовать развитию круизного судоходства», – подчеркнула Анна Исаева.
Первую сессию «Уникальный национальный туризм» открыл директор филиала «Северный речной вокзал» ГУП «Мосгортранс» Максим Лисов. В своем выступлении он отметил, что круизная сфера нуждается в масштабной поддержке государства, и опыт Москвы хорошо показывает, как много можно добиться с такой поддержкой. Он констатировал рост интереса жителей столицы к круизам, реке, прогулочному флоту благодаря городской рекламе круизов и судоходных компаний, а также реконструкции Северного и Южного речных вокзалов; рассказал о запуске регулярного круглогодичного маршрута по Москве-реке в июне нынешнего года, подчеркнув его уникальность, а также о работе по передаче городу речных причалов.
Генеральный директор ТК «ГАМА» (Нижний Новгород) Дмитрий Галкин рассказал о новом круизном лайнере люкс-класса «Золотое Кольцо», возрождении маршрута по Золотому Кольцу и отметил необходимость разработки федеральной программы по строительству круизного флота с предоставлением компаниям выгодных условий по лизингу и кредитованию, поскольку содержание старых судов времен СССР с каждым годом обходится им все дороже. В своем выступлении он также упомянул о проблеме высокой цены за швартовку судов у причалов во множестве российских городов.
Директор по развитию компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова поделилась с аудиторией результатами проведенных опросов – до 60% респондентов в Москве и Московской области ничего не знали о морских круизах. «Между тем за время одного круиза удается посетить до 14 городов – таким образом преподается живая история России. Круизами поддерживаются и малые города», – подчеркнула она. Далее спикер посвятила выступление правильному формированию рекламного продукта (фотовидеобанков и т.д.) регионами, приведя в пример рекламу Калязинской и Шуховской башен.
Для того чтобы вопрос продвижения попал в региональный бюджет, необходимо сформировать стратегию и государственную программу на федеральном уровне, напомнил слушателям министр экономического развития Астраханской области Мансур Гаджиев. Он выразил желание обсудить с коллегами из других регионов вопросы инфраструктуры и продвижения в речных круизах. «Денег в бюджете ограниченное количество, поэтому надо сформировать приоритеты», – отметил он.
Вопрос рекламирования речных круизов вызвал оживленную дискуссию в зале.
Председатель Комитета МТПП по туризму и гостиничному бизнесу, генеральный директор «Цезарь Трэвел» Сергей Абрамов в своем выступлении выразил надежду на то, что «подобные встречи позволят улучшить обстановку на реке – она не такая радужная, как бы хотелось». Он поднял вопросы пропускной способности водных путей и их состояния, неподготовленности ряда городов к приему судов, роста цен на топливо; рассказал о потребностях круизных компаний (восстановление разрушенных причалов, необходимость разнообразия экскурсионных программ в городах и т.д.), лучших практиках в круизной сфере. В заключение своего выступления он привел в пример свои инициативы по поводу реконструкции Северного речного вокзала Москвы, увенчавшиеся успехом, и призвал коллег быть активными, не боясь последствий.
Доцент кафедры управления транспортом Волжского государственного университета водного транспорта, член Экспертного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта Александр Лисин посвятил свое выступление возрождению судоходства на средних и малых реках России. Он рассказал, каким успехом у населения пользуются круизные «маршруты выходного дня», какие факторы развития круизного туризма необходимо глубже исследовать в этой связи (состояние внутренних водных путей, оборудованных береговыми и плавучими навигационными средствами, наличие плана доуглубительных работ, наличие развитой береговой инфраструктуры для приема судов и т.д.); представил классы судов, которые могут ходить по мелководным малым рекам, предложения по развитию малых рек, пилотный проект развития рек Ветлуги и Суры и возможные маршруты Программы развития судоходства по малым рекам, озвучил предложения на федеральный уровень в этой связи.
Генеральный директор компании по развитию скоростного судоходства «Водолёт» Никита Итальянцев рассказал о деятельности своей компании, представил современные типы судов, которыми она располагает, ознакомил слушателей с итогами навигации 2021-2023 годов, особенностями маршрутов Великого Волжского пути и тематикой речных прогулок, раскрыл планы компании на навигацию-2024, в том числе на создание новых маршрутов.
Генеральный директор Фонда развития малых исторических городов Юрий Щегольков посвятил свое выступление туристическому потенциалу малых городов в контексте развития речного круизного туризма. По его словам, все малые российские города находятся на реках и нуждаются в развитии за счет водного туризма. Он рассказал о развитии малых городов, уже входящих в речные маршруты, их уникальной архитектуре и прямой зависимости их экономики от притока туристов (например, Юрино и Козьмодемьянск), а также высказал предложения по развитию этих городов.
Открывая вторую сессию «От новых реалий – к новому пассажиру», генеральный директор компании «Круиз. Онлайн» Денис Крейцберг рассказал о том, каким будет турист через 10-20 лет и как изменились привычки покупателей в онлайне. Он познакомил слушателей с последними изменениями на рынке круизных перевозок (взлет интереса к круизам по России, «омоложение» круизной аудитории, увеличение интереса к теплоходам класса комфорт, премиум и люкс, увеличение доли продаж круизов в онлайне после пандемии с 15 до 65%, рост круизного рынка на 30%, появление спроса на морские и тематические круизы), рассказал о новых экспедиционных маршрутах по Енисею, Оби, Иртышу, Байкалу, в города Выборг и Пермь, путешествиях к Северному полюсу, Камчатке и Курилам на туристических судах ледового класса. В ближайшие 10 лет туристы захотят совмещать в путешествии отдых и работу, делать больший акцент на спорт, пользоваться цифровыми гидами и альтернативными экскурсиями, шире взаимодействовать с организаторами туров посредством соцсетей, предупредил спикер. В заключение он рассказал о деятельности своей компании.
Бизнес-консультант Юлия Иванова посвятила свое выступление вопросам повышения привлекательности круизного туризма и региональной туристской инфраструктуры для нового поколения клиентов. Она отметила, что последние стали требовательнее и чаще высказывают свои впечатления в соцсетях; привела результаты соцопроса о том, что может испортить впечатление от круиза (84% – антисанитария, 69% – несоответствие рекламных фото реальности, 39% – некачественный интернет и т.д.); рассказала о необходимости формирования стандартов услуг, об организации работы с отзывами и о том, как изучать потребности гостей (запуск анкет раз в полгода); раскрыла, что хочет современный клиент и как исследовать клиентский опыт; дала слушателям конкретные рекомендации по общению с клиентами, приведя примеры по «проектированию впечатлений».
Генеральный директор компании «Круизы & путешествия» Сергей Андреев рассказал о потенциале и резервах роста продаж, современных технологических решениях и подходах. Он отметил, что отдых в круизах является сегодня самым перспективным и растущим сегментом туристической отрасли РФ, и перечислил факторы, обуславливающие это утверждение; акцентировал внимание слушателей на новых технологиях в продажах речных круизов, раскрыл возможности новых сервисов на опыте своей компании (онлайн-платформа бронирования индивидуальных туров, механизмы «Динамическое пакетирование», «Конструктор туров в режиме реального времени» и т.д.).
Начальник отдела маркетинга и связей с общественностью компании «Водоходъ» Алла Можарова выступила на тему «Продвижение и популяризация речных круизов в России. Как привлечь нового пассажира и повысить уровень осведомленности о круизах?» Она рассказала о своей компании и о том, как в ней осуществляется маркетинговое планирование, как ведется работа над лояльностью и узнаваемостью бренда, как выбираются каналы коммуникации, как оценивается эффективность работы, выделила особенности маркетинга круизного бизнеса в нынешнем году, привела примеры отслеживания аудитории, представила портрет современного туриста и его путь к бронированию, маркетинговую воронку и инструментарий; классифицировала коммуникационные сообщения и материалы, рассказала о подготовке рекламных креативов, digital-размещении и оффлайн-поддержке, анализе результатов и коррекции стратегии.
Третью сессию под названием «Кто наш будущий сотрудник?» открыла заведующая кафедрой туризма и гостиничного дела АНО ВО Российского нового университета (РосНОУ) Марина Войт. Она выступила на тему «Путь в профессию. Туризм, гостиничное дело, речной транспорт: как помочь друг другу на образовательном треке?» Спикер с сожалением отметила, что сегодня рассматриваемая профессия стала менее популярной, чем 10-15 лет назад, отметила важность проведения профориентации со старшеклассниками, привела в пример интересные площадки для диалога с ними («Университетские субботы», Всероссийский открытый урок «Проектория», профориентационный проект «Билет в будущее» и т.д.), обсудила проблему со сдачей ЕГЭ для поступления на специальность «Гостиничное дело», привела в пример площадки для диалога со студентами колледжей и вузов (московский проект «Твой старт в туризме», программа молодежного и студенческого туризма и т.д.), рассказала о сетевой форме реализации образовательных программ. «Чтобы изменить положение дел, нужна инициатива профессионального сообщества», – отметила спикер в заключение.
Студентка четвертого курса направления подготовки «Гостиничное дело» Московского гуманитарного университета (МосГУ) Мария Будзяк рассказала о взаимодействии вузов и круизных компаний, трудоустройстве в целях удовлетворения спроса отрасли, привела примеры студенческих работ на темы «Перспективы развития круизного туризма по Азовскому морю», «Перспективы модернизации инфраструктуры речного туризма на примере круиза “Москва – Санкт-Петербург”», «Методологические и методические особенности разработки и реализации экскурсионных туров для школьных групп», «Культурно-исторические аспекты формирования внутреннего туристского продукта на примере исторического маршрута, посвященного 350-летию Петра I», рассказала о дистанционном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Мастера гостеприимства», в котором студенты МосГУ получили грант, а также проекте «45 параллель». Спикер познакомила слушателей с различными видами студенческих практик по рассматриваемой на конференции специальности, в частности, с практикой в круизной компании «Мостурфлот».
Проблема подготовки специалистов вызвала оживленное обсуждение участников конференции.
В заключение мероприятия модератор конференции – заместитель председателя Гильдии операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при МТПП Константин Рогов поблагодарил участников за проявленную активность и предложил вносить свои предложения в Оргкомитет. «Обсуждение темы будет нами продолжено, – заверил он. – Мы будем информировать всех заинтересованных лиц о наших дальнейших инициативах».
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы