В рамках проекта «Искусство объединяет мир» в палаццо Альбриццы Капелло (20.05 – 24.06.23), инициированного комитетом по культуре МТПП, при участии галереи OSTEN, OKSA проекты и галереи SNEG в Венеции состоялась встреча кураторов и художников выставки с писателем Глебом Смирновым.
Одним из ярчайших современных теоретиков искусства, автором монументального труда «Палладио», «Метафизика Венеции», книги «Artodoxia» - трактата о «Религии искусства», мировой религии XXI века, автором многих искусствоведческих статей в разных серьезных журналах и замечательного путеводителя по Риму.
Глеб окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова, кафедру истории искусств, после чего уехал из России в эстетическую эмиграцию в Италию, где и стал глубоким знатоком классического искусства и написал свои легендарные труды по теории искусствознания.
На творческой встрече Глеб читал фрагменты из книги «Artodoxia», вел беседу о роли Гумилева в русской культуре. Раскрыл концепцию издания ARTODOXIA, что, по его мнению, обозначает духовную реальность современного мира, в котором традиционные религии постепенно уступают место в душах людей - культуре, с её новыми храмами в виде музеев, филармоний, университетов, театров. А адептами этой религии, сами того не зная, являются все люди, потребляющие или производящие искусство. Автора отличает несколько идеалистическое направление философской мысли и по многим вопросам можно дискутировать. При этом масштаб личности ученого оценивается очень высоко. Глеб Смиронов больше 30 лет живет в Венеции и все эти годы его творческая лаборатория являлась центром притяжения российской интеллигенции. Обитель Глеба Смирнова в Венеции – островок сосредоточения русской культуры и современной философской мысли в Италии.
В среде российских журналистов обсуждался вопрос о возможности открытия в Венеции академии художеств, куда бы могли приезжать отечественные художники и Глеб, как блестящий теоретик искусства, стал бы лучшим проводником творческой молодежи на пути интеллектуального и духовного становления.
Традиции поездок русских художников в творческие путешествия в Италию было распространённым явлением в дореволюционной России. Подобными поездками награждала лучших учеников Российская академия художеств. Художники, стажировавшиеся в Италии, назывались пенсионерами, потому что получали финансовую поддержку, так называемую пенсию. Эти поездки помогали обогатить живописные приемы современных художников, посредством изучения и копирования произведений старых мастеров. Это было, по сути, вторым образованием и помогало художникам раскрыть свои индивидуальные почерковые особенности и проникнуться новыми духовно- содержательными смыслами своих будущих произведений. Самым известным пенсионером, к примеру, был Александр Иванов, который создал свое самое известное произведение «Явление Христа народу» в Италии. Теперь это масштабное полотно (540х750см) экспонируется в нескольких залах Третьяковской галереи, так как экспозиция демонстрирует многочисленные эскизы к произведению, написанные за 28 лет жизни в Италии. Именно столько времени потребовалось художнику на создание одного из несомненных шедевров русского искусства.
Традицию таких поездок художников можно было бы возродить. Например, на средства спонсоров, могут направляться самые талантливые художники и вернувшись в Россию отдавать свои работы в фонд, который мог бы стать частью государственных или частных собраний. Искусствовед Глеб Смирнов смог бы консолидировать такие посольские поездки, вдохновив художников на создание новых эпохальных произведений, обогатив художественное наследие современной России.
Участники творческой встречи, представители комитета по культуре МТПП пришли к выводу, что в настоящее время открытие Российской художественной академии в Венеции или иной культурной институции было бы наиболее актуальным решением. Приглашаем представителей бизнеса рассмотреть возможность инвестирования средств в подобные проекты, которые будут способствовать формированию позитивного имиджа страны.