Стратегическая сессия CTT Expo
27.05.2025
27 мая в рамках главной выставки строительной техники в России CTT Expo состоялись Стратегическая сессия: «О перспективах развития технологической и производственной кооперации в области машиностроения «Россия – Китай». Спецтехника и автотранспорт» и Межрегиональная Биржа Спецтехники «Москва (Россия) – Пекин (Китай)». Главная тема обсуждения – локализация и совместные производства, как инструмент решения задач по импортозамещению и инструменты поддержки интеграции и локализации высокотехнологичных промышленных процессов в России.
Мероприятие объединило представителей Минпромторга, Росстандарта, ФГУП «НАМИ» и других государственно значимых объединений, сессию посетила делегация из КНР провинция Шэньси (Shaanxi).
Модератором сессии выступил Член Правления и Совета Союза «Московская торгово – промышленная палата», Президент Межрегиональной Биржи Спецтехники «Москва (Россия – Пекин (Китай)» Олег Московский. «Тема локализации производств на территории РФ является актуальной, так как позволяет укрепить тесное и практическое сотрудничество предприятий двух стран, но важно понимать, что проблематика гораздо шире, представители промышленных организаций должны создавать совместные предприятия в направлении инжиниринга, проводить совместные образовательные и научные мероприятия, испытания, прорабатывать общие стандарты, выезжать на предприятия по обмену опытом и иметь общее виденье развития направлений спецтехники и автотранспорта согласно потребностей и с учетом климатических условий в РФ», - отметил Олег Московский.
С приветственным словом выступили Марат Ахматов, Заместитель председателя Союза «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан» и Виталий Киселев, Вице – президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Представитель китайской делегации Инспектор второго уровня Департамента торговли Провинции Шэньси Господин Чжан Усинь, рассказал об углублении промышленной синергии и инноваций между провинцией Шэньси и Россией. Провинция Шэньси является начальной точкой древнего шелкового пути, сейчас она обладает экспериментальной зоной свободной торговли, двенадцатью государственными зонами развития, семью комплексными бондовыми зонами. Порт Сиань – крупнейший в Китае сухопутный порт. На данный момент Россия стала третьим торговым партнером провинции Шэньси, объем двусторонней торговли в 2024 году достиг 33,711 миллиардов юаней.
Заместитель начальника Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Станислав Черторыжский поприветствовал участников и осветил тему локализации производства спецтехники в России.
О локализация производства автотехники рассказал Начальник управления по взаимодействию с индустриальными и образовательными партнёрами Научно-образовательного центра ФГУП «НАМИ» Сергей Шишанов. НАМИ - ведущий российский научный инжиниринговый центр со столетней историей, объединяющий высококлассных специалистов по проектированию, созданию и испытанию любых транспортных средств от легковых автомобилей до тракторов и поездов, полный цикл от идеи до готового продукта. Разработки вошли в историю всех крупных отечественных автомобильных компаний, сейчас НАМИ работает в кооперации с ведущими мировыми инжиниринговыми центрами. Ключевым современным проектом компании является линейка автомобилей AURUS, которая разработана и производится на мощностях НАМИ.
Начальник отдела стандартизации в секторах промышленности Управления стандартизации Росстандарта Вячеслав Тутаев выступил с докладом на тему: «О сотрудничестве в области стандартизации водородных технологий». «Водородные технологии обладают огромным потенциалом для устойчивого развития, технологического прогресса и снижения углеродных выбросов. В настоящее время фонд документов национальной системы стандартизации в области водородного транспорта, топливных элементов, заправочных систем и хранения водорода уже включает 57 межгосударственных и национальных стандартов», — отметил Вячеслав Тутаев. В своём выступлении он также представил ключевые предложения, направленные на разработку эффективных стандартов в данной сфере.
Вячеслав Тутаев также остановился на результатах анализа китайских нормативных документов для транспортировки газообразного и сжатого водорода всеми видами транспорта — автомобильным, железнодорожным, морским и трубопроводным. Это позволит устранить инфраструктурные барьеры и создать эффективную логистическую систему в рамках российско-китайского партнёрства.
От имени Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России с докладом на тему «Особые экономические зоны России – территория доверия совместных производств “Россия – Китай”» выступил Тимофей Бунеев, руководитель направления «Международное сотрудничество и устойчивое развитие» АКИТ РФ. В своём выступлении он подчеркнул роль ОЭЗ как ключевого инструмента для запуска и масштабирования кооперационных проектов между российскими и китайскими компаниями в сфере машиностроения.
О перспективах промышленной кооперации Россия - Китай на площадках предприятий промышленного кластера» рассказал Председатель Правления Промышленного кластера Республики Татарстан Сергей Майоров. В 2024 году в Республике Татарстан зарегистрированы более 10 компаний с участием китайского капитала, а также подписаны соглашения с более чем 10 общественно – коммерческими организациями Китайской Народной Республики.
В своем выступлении Заместитель генерального директора АНО «Дирекция международных программ» Екатерина Камалова представила инвестиционный потенциал Республики Татарстан и Международный форум «РОСТКИ: Россия – Китай». Республика Татарстан – единственный регион в России с 7 федеральными инвестиционными площадками: ОЭЗ «АЛАБУГА», ТОР «НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ», ТОР «Менделеевск», ТОР «Зеленодольск», ОЭЗ «Иннополис», ТОР «Чистополь» и ТОР «Нижнекамск». Международный форум «РОСТКИ» в этом году представит 36 стран мира, 71 регион России и 27 административных подразделений КНР.
С докладом «Комплексный подход по внедрению экологически чистого транспорта в Российской Федерации» выступил Антон Фенев, руководитель рабочей группы "Коммунальная техника на электрической тяге" при научно-экспертном совете Комитета СФ ФС РФ по экономической политике. Работа над развитием электротранспорта и зарядной инфраструктуры идет в рамках реализации стратегической инициативы социально-экономического развития "Электроавтомобиль и водородный автомобиль" и концепции развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года. Важным фактором развития рынка электромобилей в России является Концепция по развитию производства и использования электротранспорта в РФ на период до 2030 г., принятая правительством РФ в 2021 г. Благодаря ей в РФ создается инфраструктура ЭЗС, содействующая использованию электрической тяги. Помимо этого, росту продаж способствует расширение модельного ряда техники, интересных для потребителей.
Мероприятие продолжилось Межрегиональной Биржей Спецтехники «Москва (Россия) – Пекин (Китай), китайские и российские поставщики презентовали свои предприятия. Руководитель отдела продаж дорожно-строительной техники ООО «ТРАКРЕСУРС – Регион» Евгения Асланян рассказал о компании. Компания Тракресурс-Регион — один из ведущих поставщиков вилочных погрузчиков, складской и дорожно-строительной техники на рынке России. На складах Компании представлено более 30 000 наименований запчастей, шин и АКБ для спецтехники, роликов и ободов. Поддерживается складской запас запчастей на сумму более 150 млн. руб.
Представитель делегации из КНР Генеральный директор Ankang Port Logistics Co., Ltd. Вэнь Цзюн выступил с докладом «От гор Циньба до российских рынков: Логистический центр сухого порта Аньканг объединяет импортно-экспортную торговлю». Логистический центр безводного порта Анканг способствует интеграции импортной и экспортной торговли, в январе 2022 года состоялось официальное открытие мультимодального транспортного проекта «Безводный порт Анканг». В июне 2024 года безводный порт Анканг был официально открыт. Укрепление сотрудничества в области логистики, создание эффективных и удобных логистических коридоров и содействие торговой интеграции является главной задачей проекта.
Доклад «От Шэньси до всего мира: 20 лет инноваций и развития в HITPOUND» представила Заместитель генерального директора HITPOUND International Logistics Group Донг Цзе. «Компания создала совершенную мультимодальную транспортную систему, которая органично сочетает автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и другие виды транспорта. В соответствии с характеристиками товара и потребностями клиента оптимизируем эффективность транспортировки и снижаем логистические издержки. Начиная со сбора, упаковки, комплектации, фрахтования, складирования, доставки и ряда других логистических услуг, компания воплощает концепцию комплексного обслуживания», - отметил спикер. Также спикер сообщил об общем объеме торговли между Китаем и Россией увеличившимся с 1107,77 млрд долларов США в 2020 году до 2244,819 млрд долларов США в 2024 году, что демонстрирует устойчивый рост китайско-российских торговых отношений.
Завершились выступления поставщиков постоянно действующим участником биржи компанией ТракАвтоСервис. Представитель компании «ТракАвтоСервис» Евгений Попков рассказал о деятельности и планах компании в 2025 году, а также презентовал бренды Shacman и Sitrak».
Мероприятие закончилось вручением почетных дипломов участникам российской и китайской делегаций.