Гильдия предприятий торговли и услуг при МТПП и ООО «Бридж Групп» провели вебинар на тему: «Как уволить менеджера по продажам за невыполнение планов продаж».
Открывая вебинар, его спикер – руководитель департамента расчета заработной платы и кадрового учета «Бридж Групп» Валентина Яковлева перечислила, какие вопросы планируется осветить. Она продемонстрировала на расчетах, сколько стоит компании содержание в штате менеджера по продажам (месячная зарплата, налоги и взносы в бюджет, маркетинговый бюджет и т.д.), и пришла к выводу: «Если сотрудник не справляется со своими обязанностями, логичным решением является увольнение», отметив при этом, что «это увольнение может, однако, оказаться сложной задачей для компании, если он сам не хочет увольняться».
Далее спикер детально рассказала, как компании обезопасить себя в этом вопросе с самого начала, то есть что необходимо предусмотреть при трудоустройстве менеджера (ознакомить с общими локальными нормативными актами компании (ЛНА), ввести режим коммерческой тайны, определить правила коммуникации с клиентами, установить испытательный срок, подписать должностную инструкцию и т.д.), особо выделив документы, которые являются обязательными для этой категории работников (например, правила деловой коммуникации с клиентами, правила пользования корпоративной электронной почтой и иными каналами коммуникации, правила коммуникации с представителями СМИ и т.д.). Особое внимание спикер уделила Положению о материальном стимулировании. Необходимо также ознакомить новоиспеченного менеджера по продажам с ЛНА о работе отдела продаж и планом прохождения испытательного срока. Спикер дала определения стратегии компании и плану продаж, а также отметила, что должностная инструкция работника во многих случаях является документом, который может «спасти компанию» при обращении работника в суд.
Затем спикер перешла к вопросу о том, как определиться со стратегией увольнения менеджера по продажам, отметив, что она зависит от многих нюансов (период его работы в компании, его мотивация, наличие отягощающих факторов и т.д.). Спикер перечислила этапы этого процесса (анализ документов и выбор подходящего основания для увольнения, первичная и вторичная беседы с сотрудником, реализация стратегии увольнения по подходящему основанию), подробно описав каждый из них. Самый простой путь, отметила спикер, – уволить за непрохождение испытательного срока (при этом существуют категории сотрудников, которым нельзя устанавливать испытательный срок). Также она подробно рассказала о требованиях к программе прохождения испытания для тех, кто все же получает испытательный срок, и представила ее образец. Затем спикер подробно остановилась на введении режима коммерческой тайны, разъяснив, какую информацию можно считать конфиденциальной, как правильно оформить соответствующие документы, какие организационно-технические меры для защиты коммерческой тайны следует принять в компании, на каких законных основаниях можно уволить сотрудника за «слив» такой информации и как при необходимости доказать в суде, что сотрудник предал ее огласке (например, если мерами защиты предусмотрен запрет на пересылку клиентской базы по электронной почте или копирование ее на флешку, то за совершение этих действий сотрудник может быть законно уволен – они приравниваются к разглашению).
Перейдя к теме правильного составления и обоснования плана продаж, спикер подчеркнула, что по закону уволить или наказать работника за невыполнение этого документа нельзя, приведя примеры соответствующих судебных решений. Далее спикер детально разъяснила, какие действия необходимо предпринять, чтобы все-таки иметь возможность наказать работника за невыполнение такого плана и в каких случаях его невыполнение без уважительных причин все-таки будет иметь значение для суда.
«В некоторых обстоятельствах при увольнении работника палочкой-выручалочкой для компании служит должностная инструкция, – отметила спикер, – но только при условии, что она грамотно отражает функционал должности и результат его исполнения». Она рассказала, какие моменты необходимо прописать в должностной инструкции, отметив, что наиболее важным блоком этого документа являются должностные обязанности, и приведя примеры «хороших» и «плохих» формулировок таких обязанностей. «При разработке должностной инструкции не стоит ограничиваться шаблонами, скачанными из интернета», – предостерегла спикер. Далее она разъяснила, как правильно оформленная с юридической точки зрения и правильно утвержденная должностная инструкция способна помочь руководству компании обосновать правомерность увольнения сотрудника.
В заключение вебинара спикер ответила на вопросы слушателей и подвела итоги мероприятия.
Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы