23 октября в Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол «Карьерное проектирование обучающихся: время профессий будущего», организованный Комитетом МТПП по вопросам образования совместно с Реабилитационно-образовательным центром №76.
На площадке МТПП собрались представители различных сфер образования, а также работодатели. «Нам удалось сегодня объединить на нашей площадке всю целевую аудиторию от школ до вузов. Если мы не будем вместе, мы не сможем решить задачу, которая стоит перед нами всеми», - заявила, открывая мероприятие, председатель Комитета Наталья Сапронова.
Начальник управления профориентационной работы «Московского центра развития профессионального образования», представлявшая на мероприятии Команду колледжей Москвы, Анастасия Бессонова презентовала траекторию профессионального развития, которая охватывает школьников всех возрастов. «Мы много говорим про профессии будущего, но будущих профессионалов нужно готовить сегодня», - подчеркнула спикер. Утверждена федеральная модель профориентации для школьников. Однако, федеральная программа может не учитывать региональные специфические потребности. Анализ рынка труда в Москве показал, что 75% вакансий сейчас требуют среднего профессионального образования, 15% - высшего и 30% -неквалифицированный труд. «Задача Команды колледжей Москвы – обеспечить приток ребят из школы, которые хотят трудиться, которые замотивированы в получении профессии, и чтобы у этих ребят была возможность успешного формирования образовательной траектории».
Школьники могут получать представление о профессиях, начиная с младших классов: это участие в московском чемпионате «Мастерята», в шоу профессий, работа в различных кружках от чемпионов, которые проводят студенты – победители чемпионатов мастерства.
В младших классах не ставится задача выбора профессии ребенком. «На этом этапе есть уникальная возможность увидеть, как у ребят появляется интерес, когда они пробуют. Они не просто играют, а у них получается и они достигают результата». В возрасте 10-14 лет школьники могут продолжить принимать участие в «Мастерятах» в категории «Семья мастеров», а также влиться в проект профессиональной ориентации для 6-11 классов «Билет в будущее». Он помогает ученикам, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сориентироваться в многообразии профессий и понять, какие нужны компетенции для той или иной специальности. Спикер пояснила, что у школьников есть выбор – можно пойти в колледж и получить профессию, а затем развиваться в ней по различным трекам (высшее образование, повышение квалификации). А можно пойти в вуз и там получить высшее образование.
Современная система профобразования позволяет пройти «профессиональные пробы» - «прикоснуться» к профессии и понять, подходит ли она ученику. Например, сейчас большой спрос на медицинские специальности, но не все дети понимают, что они сопряжены с работой с людьми, чаще всего нездоровыми, для которой нужны ответственность, коммуникабельность, доброжелательность и еще ряд важных свойств.
Даже в 10 приоритетных направлениях экономики Москвы порядка 170 профессий, поэтому выбрать «с наскока» то, чем реально хочет и может заниматься молодой человек, очень сложно. И система профориентации может ему помочь. Немаловажной частью работы является взаимодействие с родителями – опросы показывают, что значительная часть молодежи выбирает свой путь, исходя из рекомендаций и даже требований родителей. Поэтому информирование родителей о трендах рынка, о перспективах развития ребенка в разных сферах также очень важно.
Директор по работе с образовательными организациями российского общества «Знание» Альбина Бикбулатова представила проект «Знание. Карьера», который предназначен для школьников и студентов и помогает определиться с выбором будущей профессии, сделать первые шаги в построении карьерного трека. Мероприятия проекта включают в себя мастер-классы от профориентологов, разборы резюме и быстрые собеседования от ведущих HR-специалистов, деловые игры и экскурсии на предприятия.
Заместитель управляющего директора по операционной деятельности и партнёрству Фонда гуманитарных проектов, являющегося федеральным оператором проекта «Профминимум», Лилия Зиборова представила единую модель профориентации, которая представляет собой единый путь обучающихся 6-11 классов, охватывающий все этапы самоопределения ребенка. «Наша задача как федеральных операторов – сделать так, чтобы ребята, погружаясь в этот сложный процесс, сделали для себя этот путь интересным, исследовательским и выбрали будущую профессию максимально осознанно, то есть могли опираться на реалии, а не на иллюзии, фантазии и стереотипы об отраслях и профессиях, в том числе рабочих». Школьникам, проходя этот путь, предстоит оценить себя – свои возможности, сильные и слабые стороны, понять, в чём им еще нужно дорасти, понять структуру рынка труда и увидеть себя внутри этого рынка, спроектировать свою карьеру и возможность работать со своим образовательным профессиональным путём.
Важно, что у ребят есть возможность принимать участие в практических мероприятиях – мастер-классах, экскурсиях на предприятия, в колледжи, вузы. Еще одно ключевое направление развития проекта – подключение работодателей в образовательный процесс. Для решения этой задачи, по словам Лилии Зиборовой, был запущен Клуб работодателей. Спикер рассказала о ряде федеральных проектов, развивающихся в рамках реализации программы профориентации молодёжи, – «Россия – мои горизонты», «Знание. Игра», выставка-практикум «Лаборатория будущего», цифровая платформа «Билет в будущее».
Заместитель руководителя Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций Егор Кулебякин представил два проекта.
Первый – «Национальная система квалификаций - конструктор карьеры» рассчитан на студентов. В нём уже принимают участие более 30 тысяч студентов из 16 субъектов Федерации. Основная его цель - повышение информированности молодежи о рынке труда и необходимых квалификациях, а также создание условий для осознанного построения карьеры, повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности.
Второй проект – «Шаг в профессию» – направлен на создание условий для осознанного выбора старшими школьниками образовательной траектории, повышение информированности о востребованных и перспективных профессиях, путях их освоения (профессиональном образовании и обучении), национальной системе квалификаций. Опрос, проведенный в молодёжной среде, показал, что 38% человек выбрали профессию в результате «случайного стечения обстоятельств», 29% - по совету родственников, и только 4% указали, что на выбор жизненного пути повлияли учителя. В этом проекте школьники заранее знакомятся с рынком труда, узнают о том, что такое квалификация, какие они бывают и что необходимо для овладения той или иной профессией.
В проекте «Шаг в профессию» АНО НАРК взаимодействует напрямую с колледжами и техникумами, а те, в свою очередь – со школами. Ведомство разработало и разместило в открытом доступе в сети Интернет интерактивное онлайн-пособие «Выбор профессии. Шпаргалка для старших школьников и абитуриентов», которое позволяет познакомиться с рынком труда, профессиями, путями их освоения, узнать о профессиональных пробах и выбрать интересующие.
Председатель ОРОО «Российское содружество колледжей» Антон Актуганов рассказал о проведённом анализе системы среднего профессионального образования, сделанном на основании опроса администрации и студентов колледжей и техникумов. По словам эксперта, был выявлен разрыв в восприятии главных проблем, которые есть как в воспитательной работе, так и в целом в процессе получения образования. Так, студентов больше всего волнует материально-техническая база учебного заведения (ремонт, организация питания), а руководство – кадровые вопросы, мотивация к обучению ребят. По результатам проведённого анализа были даны рекомендации создать рабочие группы с участием администрации и студентов, внедрить систему регулярного мониторинга удовлетворенности, переосмыслить концепцию воспитательной работы с учетом интересов студентов.
Высшую школу на мероприятии представляла заместитель директора Высшей школы права РЭУ имени Г.В. Плеханова Оксана Калядина. Она отметила, что сейчас у вуза имеется очень широкий спектр индустриальных партнёров. «Здесь примечательно то, что эта цепочка сотрудничества начинается со школы; далее – это студенчество и продолжение – индустриальное партнёрство», - сообщила эксперт. Некоторые юридические компании созданы выпускниками факультета и теперь они приглашают студентов к себе на стажировки и практику. В Университете действует Молодёжная школа юриста, проводятся выставки и фестивали, конкурсы и викторины. В рамках Школы юриста у ребят есть возможность принять участие в учебном судебном процессе, причём на любой позиции, начиная от обвиняемого и заканчивая судьёй. Также вызывают неизменный интерес мастер-классы по применению технико-криминалистических средств при расследовании преступлений.
Методист программ предпрофессиональной подготовки московской школы № 2086 Ирина Николаева поделилась опытом профориентационной работы на базе учебного заведения. Она отметила, что в гуманитарные классы обычно школьники идут «по остаточному принципу», то есть туда поступают ребята, не проявившие способностей к математике, физике и другим техническим дисциплинам. И главная задача у них – поступить куда-нибудь, где не нужны способности к точным наукам. Направление «Управление социальными экономическими системами» вызывало скепсис и внутри самой школы, и у родителей. «Поэтому мы понимали, что для реализации этого проекта нам нужны профессионалы, которые могли бы этот сосуд наполнить», - пояснила Ирина Николаева. Большую помощь в реализации проекта оказал РУДН (Институт гостиничного бизнеса и туризма), в стенах которого была разработана программа под запросы школы и подобраны профессионалы-практики. «Наш профориентационный проект мы в прошлом году представили на премию «Россия – моя горизонты» в номинации «Лучший партнёрский проект», - сообщила эксперт.
Со стороны работодателей в круглом столе приняли участие специалист отдела образования ООО «РЕД СОФТ» Дмитрий Денисов и главный агроном ПАО «Агрокомбината «Московский» Андрей Радченко. Они рассказали о том, как их предприятия принимают участие в профориентационной работе со школьниками и студентами.
Отдельный блок заседания был посвящен профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Обсуждались актуальные вопросы профессионального самоопределения подростков с особыми образовательными потребностями, психологические аспекты формирования карьерных ориентаций студентов с инвалидностью или ОВЗ, были затронуты организационные аспекты профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Заместитель директора Реабилитационно-образовательного центра № 76 и со-модератор заседания Антонина Нестерова рассказала о том, как реализуется профориентационная работа в учебном заведении, в котором обучаются и проходят реабилитацию дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе со сколиозом. В частности, в школе для учеников 9 классов проходит специализированный урок «Психологии и выбор профессии». На базе технопарка «Росбиотех» ученики с третьего класса погружаются в совершенно иную производственную среду, знакомятся с новой подачей материала. Также школьники посещают высшие учебные заведения, но не просто ходят по аудиториям, а имеют возможность увидеть оснащение лабораторий. «Мы хотим, чтобы наши дети были успешными несмотря на то, что у них есть какие-то особенности здоровья. Мы считаем, что существует мир безграничных возможностей, в том числе и для наших детей», - сказала спикер.
Подводя итоги круглого стола, Наталья Сапронова отметила, что обсуждение получилось интересным и разносторонним.
Мероприятие проведено при поддержке правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы.