29 марта в Московской торгово-промышленной палате состоялось расширенное заседание Комитета МТПП по вопросам образования на тему «Практические рекомендации по организации системы взаимодействия бизнеса с образовательными организациями». Участие в работе круглого стола приняли представители вузов, учреждений среднего профессионального образования, компаний-членов МТПП.
Открывая круглый стол, вице-президент МТПП Сурен Варданян подчеркнул, что уровень подготовки выпускников московских вузов и колледжей остается достаточно низким, кроме того, выпускники оторваны от тематики, которую они изучают. В то же время при реализации нестандартных, креативных форматов обучения, проведении творческих конкурсов, студенты демонстрируют заинтересованность и высокие результаты. Вице-президент Московской ТПП обратил внимание на важную тенденцию – крупные компании, например, «Сбербанк» и «Русгидро», стали создавать собственные образовательные учреждения для подготовки специалистов нужного профиля, так как качеством выпускников традиционных колледжей и вузов они не удовлетворены.
Сурен Варданян отметил, что важно создание на базе колледжей площадок, в рамках которых бизнес и учреждения профобразования смогут взаимодействовать, иначе конкуренция будет проиграна: «Я призываю образовательные учреждения готовить кадры, которые работодатели захотят купить. Сегодня образовательные учреждения находятся на открытом рынке и они должны стремиться к тому, чтобы готовить высокопрофессиональные кадры, в том числе в тесном взаимодействии с бизнесом».
Советник руководителя Московского института открытого образования Мария Лазутова выделила несколько проблемных аспектов состояния системы образования. Во-первых, система очень консервативна и медлительна, она не может оперативно адаптироваться к требованиям рынка труда. Во-вторых, интересы высшей школы и профобразования в Москве сходятся в одном поле и конкурируют, хотя они могут дополнять друг друга. В-третьих, необходима система оценки компетенций и создания центров сертификации. В-четвертых, очень важно создать систему повышения квалификации, которая могла бы оперативно реагировать на изменения рынка.
Директор Московского колледжа бизнес-технологий Лариса Аверьянова отметила, что у колледжей есть возможность менять вариативную часть образовательной программы, однако эти изменения не могут исходить только изнутри – для этого нужно участие бизнеса, отраслевых ассоциаций, Московской ТПП. Образовательный процесс должен быть тесно связан с реальными бизнес-процессами. И колледжам, и выпускникам нужен определенный набор компетенций, который подходит работодателю. По словам Ларисы Аверьяновой, в современных колледжах студенты изучают по желанию целый набор дополнительных дисциплин, которые могут повысить их квалификацию. Среди возможных форматов взаимодействия с бизнесом эксперт выделила организацию дуального обучения, регулярной практики студентов, электронного обучения по запросу, применения спецоборудования и т.д. Директор Московского колледжа бизнес-технологий подчеркнула, что сертификат об обучении не может выдаваться только образовательным учреждением, в этом должны участвовать и отраслевые ассоциации, которые задают определенную планку для компетенций выпускников.
Председатель Гильдии информационных технологий и цифровых коммуникаций МТПП Бюзанд Зулумян, представляя сторону работодателей, отметил, что в профобразовании важна ориентация на те задачи, которые будущий выпускник будет выполнять на рабочем месте, а также нужны знания практиков. Сфера IT сейчас аккумулирует большой потенциал с точки зрения занятости – это вебмастера, менеджеры SEO, дизайнеры, usability менеджеры, системные администраторы, – профессиональное обучение по этим специальностям пока мало развито. Бюзанд Зулумян сказал, что многие компании были бы готовы заключить с колледжами и вузами договоры о сотрудничестве с предложением выпускникам дальнейшего трудоустройства, однако они не проинформированы о такой возможности.
Система образования должна чутко реагировать на требования рынка
30.03.2016