0%
+7 495 276 12 19
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
107031, Москва, ул. Петровка, д. 15, стр. 1
Задать вопрос
Вступить в МТПП
rus eng
Войти
О палате
  • О палате
  • Председатель совета
  • Президент
  • Вице-президенты
  • Стратегия
  • Структура
  • История
  • Антимонопольная деятельность
  • Партнеры
  • Внешние связи
  • МТПП против коррупции
  • Контакты
Новости и экспертное мнение
  • Экспертное мнение
Календарь мероприятий
Общественные структуры
  • Гильдии
  • Комитеты
  • Страновые комиссии
  • Экспертный совет МТПП
Проекты
  • Миллион призов
  • Добрый бизнес
  • Услуги МТПП для бизнеса
  • Меры поддержки МСБ
  • Все проекты МТПП
Услуги
  • Бизнес-аналитика, диагностика
  • Поддержка предпринимательства
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Юридическая помощь
  • Медиация
  • Экспертиза, сертификация и оценка
  • Контактный центр на аутсорсинге
  • Все услуги МТПП
Дочерние организации
  • АО "Мосэкспертиза"
  • БЦ "Меркурий"
  • Проектно-аналитический центр при МТПП
    Меню  
    • О палате
      • О палате
      • Председатель совета
      • Президент
      • Вице-президенты
      • Стратегия
      • Структура
      • История
      • Антимонопольная деятельность
      • Партнеры
      • Внешние связи
      • МТПП против коррупции
      • Контакты
    • Новости и экспертное мнение
    • Календарь мероприятий
    • Общественные структуры
      • Гильдии
      • Комитеты
      • Страновые комиссии
      • Экспертный совет МТПП
    • Проекты
      • Услуги МТПП для бизнеса
      • Проекты МТПП
    • Услуги
      • Бизнес-аналитика, диагностика
      • Поддержка предпринимательства
      • Внешнеэкономическая деятельность
      • Юридическая помощь
      • Медиация
      • Экспертиза, сертификация и оценка
      • Контактный центр на аутсорсинге
      • Все услуги МТПП
    • Дочерние организации
      • АО "Мосэкспертиза"
      • БЦ "Меркурий"
      • Проектно-аналитический центр при МТПП
    Вступить в МТПП
    Задать вопрос
    +7 495 276 12 19
    107031, Москва, ул. Петровка, д. 15, стр. 1
    +7 495 276 12 19
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    rus eng
    Задать вопрос
    Вступить в МТПП
    • О палате
      • Назад
      • О палате
      • О палате
      • Председатель совета
      • Президент
      • Вице-президенты
      • Стратегия
      • Структура
      • История
      • Антимонопольная деятельность
      • Партнеры
      • Внешние связи
      • МТПП против коррупции
      • Контакты
    • Новости и экспертное мнение
    • Календарь мероприятий
    • Общественные структуры
      • Назад
      • Общественные структуры
      • Гильдии
      • Комитеты
      • Страновые комиссии
    • Проекты
      • Назад
      • Проекты
      • Услуги МТПП для бизнеса
      • Проекты МТПП
    • Услуги
      • Назад
      • Услуги
      • Бизнес-аналитика, диагностика
      • Поддержка предпринимательства
      • Внешнеэкономическая деятельность
      • Юридическая помощь
      • Медиация
      • Экспертиза, сертификация и оценка
      • Все услуги МТПП
    • Дочерние организации
      • Назад
      • Дочерние организации
      • АО "Мосэкспертиза"
      • БЦ "Меркурий"
      • Проектно-аналитический центр при МТПП
    • Мой кабинет
    • +7 495 276 12 19
    • Медиация

    Рынок медицинских изделий в России работает неэффективно из-за пробелов в законодательстве

    • Главная
    • Гильдии и комитеты
    • Рынок медицинских изделий в России работает неэффективно из-за пробелов в законодательстве
    Рынок  медицинских  изделий в России работает неэффективно из-за пробелов в законодательстве
    25.04.2015

    В России до сих пор не принят закон, который бы обеспечил грамотное правовое регулирование рынка медицинских изделий и техники. В итоге поставщики и экспортеры вынуждены нести издержки и проходить лишние процедуры согласований при регистрации изделий, а пациенты рискуют остаться без качественного товара. Этот важный вопрос представители медицинского  бизнеса, руководители компаний, эксперты обсудили за круглым столом в МТПП.

    По словам экспертов, проблема правового регулирования отрасли назревала постепенно, с развитием частной медицины в России. В доперестроечное время  все ЛПУ медицинскими изделиями обеспечивались централизовано, по существующим стандартам, отработанным схемам и моделям. Сегодня рынок разносторонний, где есть место и госзакупкам, и потребностям частной медицины, которая стремительно развивается.  Но законодатель явно не успевает принимать законы, которые бы помогли наладить процесс регистрации, сертификации и лицензирования медицинских изделий, укрепить механизм применения льгот, а также создать правовое поле для таможенного регулирования товаров.

    Так, например, из-за разночтений в общероссийских классификаторах продукции, медицинских изделий и товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности у участников рынка часто возникают проблемы, в том числе с льготами по налогообложению. Нужный товар, даже если он фактически  является жизненно необходимым, не всегда можно найти в классификаторе.

    «Регистрационное удостоверение – есть подтверждение того, что изделие является медицинским, но для того, что бы получить  льготу по НДС, например, необходимо, чтобы изделие еще и соответствовало ОКПД. И если оно не попадает, но фактически является жизненно важным и необходимым, то льготной ставкой не облагается», - приводит пример Алексей Тишура,  генеральный директор ООО «Юридическая Бизнес Практика».

    По словам эксперта, механизм актуализации классификаторов медицинских изделий сегодня непонятен. Можно предположить, что он и вовсе не дополняется, несмотря на то, что новые виды изделий на рынке появляются регулярно. Так, например, в международном классификаторе сегодня содержится 20 тысяч наименований  медизделий, тогда как в российском - нет сведений и о половине из них. Именно это создает участникам рынка серьезный административный барьер.  

    Также существуют серьезные разночтения в наименованиях – одни и те же товары могу называться по-разному в разных документах, что выливается в настоящую «терминологическую чехарду».  По этой причине экспортеры сталкиваются с серьезными проблемами при таможенном оформлении. Так, в 90 случаях из 100 таможенные органы отказывают в применении льготных ставок по НДС на определенные виды изделий именно из-за терминологической разницы. И каждый раз экспортеры вынуждены проходить процедуру судебного обжалования решений таможенных органов.

    Единственным документом, который в перспективе может регулировать рынок медицинских изделий – это  соглашение между странами Евразийского экономического союза. Оно призвано с 2016 года ввести единые правила оборота медизделий на территории России, Беларуси и Казахстана.

    По словам руководителя Технического комитета по стандартизации при Гостстандарте, Сергея Солонникова самым главным  в этом документе  являются требования к медицинским изделиям.

    «Впервые у нас появились требования к медизделиям.  Это ведь нонсенс, когда оценка соответствия, которая декларируется при регистрации, проходит без предъявления требований к объекту оценки, - утверждает Сергей Солонников. -  Требования подразумевают и перечень стандартов, которые будут применяться. Тогда производитель будет иметь полное право говорить, что, например, стандарт, который вы мне предъявляете – не включен в перечень».

    Кроме требований и стандартов уровень безопасности медицинских изделий определяет и класс риска, понятия о котором в России нет вообще. Есть только правила классификации - без пояснений и рекомендаций. На практике же выглядит это так - собирается совет в экспертном учреждении и выносит свое мнение – то или иное медицинское изделие может запросто не пройти экспертизу и обжаловать решение экспертного совета уже невозможно.

    Федеральная антимонопольная служба также усматривает в этом признаки нечестной конкуренции и уже предложила варианты решения. По словам зам. начальника отдела здравоохранения и социальной политики ФАС Сергея Николаева, будущий закон об обращении медицинских изделий должен предполагать альтернативу экспертным комиссиям, которые выносят решения о регистрации изделий по заданию Росздарвнадзора.
     «Законопроект предусматривает внедрение арбитражного экспертного объединения, в рамках которого можно обращаться в другие экспертные организации и выступать с инициативой о повторном проведении экспертизы и обжаловании тех экспертиз, которые были проведены по заданию Росздравнадзора. Это одно из новшеств будущего закона об обращении мед изделий» - сказал Сергей Николаев.

    Затронули участники круглого стола и тему импортозамещения. Пресловутое постановление правительства № 102 об ограничении допуска иностранных медизделий на российский рынок, как ни парадоксально, имеет обратный эффект. Документ должен обеспечивать привилегии российским производителям, но на практике получается наоборот - отечественные компании сегодня теряют десятки миллионов рублей из-за того, что не могут  участвовать в конкурсах по госзакупкам. Почему так происходит - на круглом столе рассказал коммерческий  директор  ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС» Виктор Милитицкий.   

    «Политику локализации импортозамещения в сфере медизделий  мы начали лет 10 назад. И сейчас мы производим ряд медицинских изделий, которые делаются на основании наших соглашений с рядом компаний, в том числе американскими и европейскими. Мы выпускаем под своей маркой медизделия высокотехнологические для лечения  инфекционных заболеваний. И не можем получить на наши медизделия, которые зарегистрированы в РФ и имеют регистрационные удостоверения, сертификат СТ-1», - утверждает Виктор Милитицкий.

    По словам эксперта, сертификат СТ-1 выдается торгово-промышленной палатой при условии, что медицинское изделие содержит не более 50 % импортного сырья. Ведущие российские производители  медтоваров с трудом могут  соответствовать этому критерию. Все они сырье покупают за рубежом, а локализовать западный продукт в России одномоментно невозможно - этот процесс многостадийный.  В результате российская компания без соответствующего сертификата просто отклоняется от  участия в конкурсе, а выигрывает иностранный производитель, который остается единственным участником конкурса, и которому сертификат СТ-1 не нужен.
    Участники круглого стола сошлись во мнении, что существующая ситуация в России не только не способствует развитию рынка, но и закрывает путь высокотехнологичным качественным изделиям – в ущерб, в первую очередь, пациентам. Важные документы, лоббируемые Минздравом, принимаются без участия бизнес-сообщества – по сути основных участников рынка. В состав рабочих групп и экспертных советов по разработке таких документов, как правило, входят только представители госведомств или общественных организаций, с ними аффилированных. 
    По словам вице-президента Ассоциации «Стоматологическая Индустрия» Ирины Павленко, такое регулирование приводит к увеличению стоимости медицинских товаров в первую очередь для потребителей.

    «По подсчетам в стоматологической сфере поставок, если бы мы свели к минимуму и разумным, рациональным правилам перемещения товаров на рынке, то, наверное, себестоимость товаров упала бы на 10 - 15 %», - говорит Ирина Павленко, - потому как стоимость регистрации, время регистрации, стоимость хранения товарных остатков на таможне пока идут судебные процедуры, – они значительные и с каждым годом увеличиваются».

    Все предложения и инициативы, принятые на Круглом столе в МТПП представители бизнеса сформируют в единый документ, который будет передан сначала в Московскую городскую Думу, обладающую правом законодательной инициативы, а в дальнейшем, возможно, – и на рассмотрение Госдумы.
     


    Фотогалерея
    • Рынок  медицинских  изделий в России работает неэффективно из-за пробелов в законодательстве

    Хотите оставаться в курсе событий?

    Подпишитесь на рассылку новостей МТПП

    О палате
    О палате
    Председатель совета
    Президент
    Вице-президенты
    Стратегия
    Структура
    История
    Антимонопольная деятельность
    Партнеры
    Внешние связи
    МТПП против коррупции
    Контакты
    Новости и экспертное мнение
    Экспертное мнение
    Календарь мероприятий
    Общественные структуры
    Гильдии
    Комитеты
    Страновые комиссии
    Экспертный совет МТПП
    Проекты
    Миллион призов
    Добрый бизнес
    Услуги МТПП для бизнеса
    Меры поддержки МСБ
    Все проекты МТПП
    Услуги
    Бизнес-аналитика, диагностика
    Поддержка предпринимательства
    Внешнеэкономическая деятельность
    Юридическая помощь
    Медиация
    Экспертиза, сертификация и оценка
    Контактный центр на аутсорсинге
    Все услуги МТПП
    Дочерние организации
    АО "Мосэкспертиза"
    БЦ "Меркурий"
    Проектно-аналитический центр при МТПП
    Наши контакты

    +7 495 276 12 19
    Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
    107031, Москва, ул. Петровка, д. 15, стр. 1
    mostpp@mostpp.ru
    Пресс-служба
    Медиа кит
    © 2025 Все права защищены.
    Используя сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и сервисов сбора технических данных посетителей. Подробнее Принять
    Вы хотите перейти на https://b2b-market.world/?
    Перейти