В рамках Международного Форума «РОСТКИ» впервые состоялась Сессия «О перспективах российско-китайской промышленной кооперации в сфере судостроения/судоремонта». Сессия осветила актуальные направления взаимодействия между Россией и Китаем в судостроительной отрасли, включая кооперацию в сфере проектирования, строительства, модернизации и ремонта судов. Участники обсудили потенциал совместных производств, обмена технологиями, локализации компонентов и развития сервисной инфраструктуры, отдельное внимание уделили вопросам нормативного согласования, стандартизации и подготовке инженерных кадров для морской отрасли.
Организаторами сессии выступили Международный Форум «РОСТКИ», Совет по стратегическому партнерству в сфере машиностроения «Россия – Китай» при поддержке Союза «Московская торгово-промышленная палата», Союза «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан».
Открыл сессию Олег Московский, Руководитель Совета по стратегическому партнерству в сфере машиностроения Россия Китай, Член Правления и Совета МТПП, рассказав о практических мероприятиях российско-китайского сотрудничества в сфере судостроения/судоремонта. Он также презентовал Межрегиональную Биржу по судостроению/судоремонту.
С приветственным словом и пожеланием продуктивной работы и долгосрочного сотрудничества с поставщиками из КНР выступил Чэнь Чжиган, Председатель Российско-китайского делового центра, Генеральный директор Российско-китайского бизнес-парка, Председатель Китайского Общества Санкт-Петербурга.
В онлайн-формате выступил Пётр Ванюков, Директор ООО «Российский морской регистр судоходства (Тяньцзинь)». Выступление было посвящено опыту регистра по освидетельствованию судовой продукции. В 2024 году Регистром освидетельствованы 557 485 изделий, рост выдачи свидетельств РС по всем категориям блока «промышленность» по сравнению с предыдущим годом составил более 60 %. Регистр сегодня – это 1 200 сотрудников, в том числе более 600 специалистов инженерно-инспекторского состава и 71 офис в России и за рубежом.
Дмитрий Стоянов, Генеральный директор АНО «СУДПРОМ» рассказал о перспективах и преимуществах локализации на российском рынке судостроения. Лидирующим регионом по количеству судостроительных предприятий является Северо-западный федеральный округ. Перспективный план потребности в гражданских судах и морской технике на период 2025 – 2038 гг. составляет 2062 судна, а уровень локализации судов и объектов морской техники составляет 40 – 70 % в зависимости от типа судна. А также спикер сообщил о существующих мерах государственной поддержки и комплексном плане локализации морской техники в России.
Доклад «Мурманская область – опорный порт северного морского пути» представил Дмитрий Титаренко, Заместитель Министра развития Арктики и экономики Мурманской области. «Мурманск – это опорный пункт для трансарктического транспортного коридора и ворота Севморпути, главной судоходной артерии России. Порт «Мурманск» является крупнейшим в мире незамерзающим портом за полярным кругом, егогрузооборот в 2024 году составил 52,1 млн. тонн. Предприятия мурманской области выполняют полный комплекс судоремонтных работ, среди основных видов деятельности: военный судоремонт, обслуживание рыболовного флота и производство продукции технического назначения. 27 марта 2025 года Президент России Владимир Путин на международном арктическом форуме в Мурманске дал поручение увеличить мощности мурманского порта не менее чем в три раза», - сообщил спикер.
Сергей Майоров, Председатель Правления Делового объединения кластеров России, рассказал о экосистемном подходе к развитию российско-китайской промышленной кооперации в судостроении. «На данный момент в кластере создан отраслевой комитет «судостроение», в который входит 18 регионов России и 4 страны (Китай, Алжир, Беларусь, Иран). Основной задачей кластера является развитие межрегиональной и международной кооперации для создания инновационных продуктов», — рассказал Майоров.
Выступление китайских спикеров открыла Дун Цзе, Генеральный менеджер, руководитель департамента зарубежных проектов Международной логистической группы «HITPOUND». Группа «HITPOUND» является комплексным поставщиком решений в области управления цепочками поставок, предлагая услуги международной торговли, международной логистики (морские, сухопутные, воздушные и мультимодальные перевозки), таможенного оформления по всему миру, управления интеллектуальными складскими комплексами, а также инжиниринговой логистики. «Сегодня от имени группы «HITPOUND» я хотела бы предложить нашим российским партнерам конкретную инициативу по сотрудничеству: совместное создание российско-китайского логистического хаба для торговли и ремонта в судостроительной отрасли. Хаб будет выполнять две ключевые функции: организация системы запчастей с «нулевым запасом» («страховой пул» – китайские поставщики разместят запасы на складе предварительного хранения в России, гарантируя поставку критически важных запчастей для российских верфей в течение 48ч.) и создание сервисных технических центров (поддержка китайских производителей оборудования в организации технического обслуживания в России по модели "беспошлинного ремонта")», - рассказала Дун Цзе.
Выступление продолжили Сюй Синьцзин, Председатель совета директоров Hainan Longpan Oilfield Technology Co., Ltd. и Тан Цзянь, Глава представительства АО «Китайская международная судоходно-контейнерная корпорация». Спикеры рассказали о построении системы трансграничных поставок между Россией и Китаем, а также об оборудовании для ремонта судов.
По итогам сессии выработаны практические решения и стратегические ориентиры по углублению промышленной кооперации в судостроительной сфере и укреплен двусторонний диалог между представителями деловых кругов России и Китая, а также приняты следующие решения:
1. Проведение Межрегиональной Биржи по судостроению/судоремонту.
2. Создание Реестра рекомендованных поставщиков судостроения.
3. Выезд делегации в г. Шанхай в декабре 2025г.
20 августа состоялся выезд в г. Зеленодольск, участники посетили предприятие АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (АК БАРС ХОЛДИНГ). АО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького» является одним из крупнейших и стратегически важных судостроительных предприятий России, которое в 2015 году отметило 120-летний юбилей своей промышленной деятельности. За годы своей истории заводом построено более 1500 морских и речных кораблей и судов различных классов и назначений. Была организована экскурсия по заводу и рабочая встреча с руководством предприятия, входе которой участники обсудили перспективы создания совместных производственных мощностей, локализации технологий, кадрового обеспечения, обмена опытом и формирования устойчивых цепочек поставок в рамках долгосрочного партнёрства.




